Когда книги Ильфа и Петрова уже перечитаны-переслушаны до дыр, возникает желание разобраться, что же было привнесено из реальности начала XX века. Сразу обращает на себя внимание знаменитая "Антилопа-Гну" - машина Адама Казимировича Козлевича, на которой Остап Бендер, Шура Балаганов и Михаил Самюэлевич Паниковский гнались за миллионом Корейко.
Интерес к автомобилям у Адама Козлевича появился после завершения "карьеры" вора. Проработав 2 года в одном из московских гаражей, он купил по случаю ветхий автомобиль за 190 рублей (сравнивая курсы рубля к доллару с учетом инфляции, сегодня Козлевич потратил бы примерно 110000 рублей). Адаму Казимировичу пришлось изрядно потрудиться, чтобы из груды хлама вышло нечто, способное ездить - получился диковинный гибрид из разномастных деталей. Вероятно поэтому Остап Бендер при встрече с шофером нарек авто "Антилопа-Гну" - это африканское животное тоже выглядит довольно несуразно, будто к телу лошади прикрепили голову быка и странный куцый хвост. Довольно иронично, я раньше думала, что великий комбинатор просто выдал первое пришедшее в голову звучное словцо.
Сам водитель считал, что его машина - родственница "Лорен-Дитриха".
Французская компания "Lorraine-Dietrich" выпускала автомобили с 1896 по 1935 год, были они и в Российской Империи, и в СССР. Судя по этому дореволюционному фото позволить себе такую машину могли только аристократы графского уровня, вряд ли за 10-20 лет "лорены" сильно упали в цене, так что Козлевич явно приукрасил действительность.
Примечательно, что авторы "Золотого теленка" после выхода книги еле отбились от претензий по линии компартии. В "Лорен-Дитрихе" критики увидели намёк на "Ролс-Ройс" Владимира Ильича Ленина, да ещё и водителя вождя звали Степан Казимирович(!) Гиль. Шутка ли - сравнить каких-то мошенников с самим Ильичом, но до поры до времени инцидент замяли, а как книгу запрещали позже - уже другая история.
Вернемся к книжным героям. Подработать частным извозом в Москве Адаму Казимировичу не удалось, и он был вынужден уехать со своим автомобилем в провинциальный Арбатов, где и познакомился с Бендером и Ко.
В Москву прибыли сто двадцать маленьких черных, похожих на браунинги таксомоторов "Рено". Козлевич даже и не пытался с ними конкурировать.
— И. Ильф и Е. Петров «Золотой телёнок»
Выходит, машина будущего водителя Остапа Бендера в чем-то уступала модели такси, популярной в Москве в 20-е годы.
Из дальнейшего повествования мы узнаем, что машина могла вместить четырех человек и бочку с бензином - значит была довольно просторной. Также, судя по некоторым сценам погони, авто было без верха и залезть в него можно было на бегу, как в лодку. Ещё хочу отметить маленькую, но интересную деталь: у "Антилопы" был клаксон-груша, при надавливании на который начинала звучать старинная песня:
Балаганов надавил грушу, и из медного рожка вырвались старомодные, веселые, внезапно обрывающиеся звуки:
Матчиш прелестный танец. Та-ра-та... Матчиш прелестный танец. Та-ра-та...
— И. Ильф и Е. Петров «Золотой телёнок»
Оказывается, матчиш или машише - это бразильский парный танец, напоминающий танго. Известный ещё с XIX века, матчиш стал настолько популярен в начале века двадцатого, что мелодия песни про него встраивалась как "рингтон" в клаксоны, механические кассы, различные звонки и т.д. Чтобы иметь представление, какой звук издавала машина в "Золотом теленке" смотрите видео ниже, уверена, песенка окажется вам знакомой.
По всем приметам выходит, что автомобиль, собранный на Мосфильме при экранизации "Золотого теленка" из всего, что было возможно достать (другого варианта при советском дефиците быть не могло), на самом деле очень близок к книжному оригиналу, разве что мог бы быть чуть повместительнее и погрузнее, в духе тяжелых железных коней начала века.
"Лорен-Дитрихи" до сих пор почетные гости на выставках ретро-автомобилей. На просторах интернета был найден вот такой экспонат автомобиля 1908 года, очень уж близок к книге зеленый "ящеричный" цвет, в который изначально была выкрашена машина Козлевича. Предлагаю считать такую версию идеализированной "Антилопой".
Спасибо, что дочитали до конца! Ваш лайк - лучшая награда для автора, подписка на канал также приветствуется :)
Увидимся в следующей статье!
Предыдущая статья тут.