Найти в Дзене
Кино и немцы

"Семь заключенных" - фильм о том, чем Бразилия так похожа на Россию

Бразильский фильм "7 заключенных" ("7 Prisioneiros") многие почему-то сравнивают с "Генералами песчаных карьеров". Но общего у них разве что тема бедности. Если "Генералы" это вышибающая слезу драма для домохозяек, то "7 заключенных" очень простой, но в то же время честный взгляд на устройство современного общества большой страны. Взгляд жесткий - скорее исследовательский, чем сочувствующий.

Повествование начинается с того, что четверо совсем молодых парней из депрессивного сельскохозяйственного района нанимаются работягами в большой город. С самого начала неясно, что это - контракт или продажа. Сами-то они думают первое, но в кадре есть прямые указания на второе: уж слишком их семьям нужны деньги и не нужны лишние рты.

Лицо матери, продающей своего сына. Кажется, она проклинает в этот момент весь мир. Но деньги возьмет.
Лицо матери, продающей своего сына. Кажется, она проклинает в этот момент весь мир. Но деньги возьмет.

В городе у пацанов отбирают паспорта и заставляют целыми днями работать в пункте приема металлолома: ворочать железо и разбирать цветмет. Постепенно все иллюзии исчезают и они понимают, что стали рабами. Сбежать невозможно. Даже если ты выскочишь за ворота, там гигантский мегаполис, в котором не выжить без денег и знакомств. А еще полиция сразу видит приезжих и склонна сотрудничать с их хозяевами-рабовладельцами. Вокруг люди, дома, жизнь, миллионы глаз и ушей, а твой крик о помощи никто не услышит. Точнее, никто не придаст ему значения. Потому что "мы или они" - такова логика развития, логика экономики и жизни в такой стране.

Да, для любого россиянина картина вполне узнаваема. Только надо мысленно заменить боливийцев, венесуэльцев и гаитян - на киргизов, таджиков и узбеков. И вспомнить, как мы каждый день проходим мимо, зачастую, точно таких же рабов. Которые обслуживают наш мир, наши города.

Сколько ни работай, ты все время должен хозяину: за крышу над головой, за доставку тебя из твоей деревни в город, за еду и одежду. И долг всегда будет больше, чем ты сможешь отработать.
Сколько ни работай, ты все время должен хозяину: за крышу над головой, за доставку тебя из твоей деревни в город, за еду и одежду. И долг всегда будет больше, чем ты сможешь отработать.

В "7 заключенных" хорошо показано, как благополучие в общем-то небогатых бразильских горожан основывается на бесплатном и бесправном труде живущих рядом с ними современных рабов. Чтобы одни могли покупать себе дешевые мобильники и немудреную еду, должны рядом быть другие, для которых даже это будет только с разрешения хозяина. И многочисленные финансовые ниточки от каждого такого мелкого рабовладельца тянутся наверх, превращаясь в денежные реки, небоскребы, инвестпроекты и политические карьеры. "Убери рабов, и экономика рухнет" - говорит нам этот фильм одновременно правду и ложь. Правду, потому что мегаполис и страна действительно держатся на этом рабстве. Ложь, потому что они так устроены, чтобы держаться именно на нем.

На заработанные его рабами деньги сын купил этой женщине кафе. И она рада. Потому что сама прекрасно знает, что такое нищета и готовность себя продать.
На заработанные его рабами деньги сын купил этой женщине кафе. И она рада. Потому что сама прекрасно знает, что такое нищета и готовность себя продать.

По ходу развития сюжета хозяин выделяет из своих рабов-работяг одного самого сообразительного и дает ему выбор: стать надсмотрщиком над своими товарищами и начать получать настоящие деньги или вернуться нищим в семью, которая его от этой нищеты продала. Именно этот выбор, а вовсе не картины современной работорговли, задает драматизм фильма. Потому что настоящего выбора у молодого бесправного человека в таком обществе нет. Выбор между "прими это зло" и "сдохни" - слишком невыносим, чтобы быть реальным. И тот же выбор, как нам показывают, в свое время сделали миллионы бразильцев, согласившись с существующим положением вещей. И миллионы, как ни крути, россиян. Хотя про Россию в фильме, конечно, ни слова.

Это хорошее кино, сильно отличающееся от привычной нам голливудской кинопродукции. Я советую посмотреть его. Только примите сразу, что хэппи-энд тут будет со вкусом самого страшного поражения, какое только может случиться в жизни - предательства самого себя.