Мне захотелось написать эти небольшие заметки после того, как услышала в одной из новостных программ сообщение о том, что в Россию приехал потомок семьи Муравьевых-Апостолов, Кристофер. Он не случайный гость, посещающий Россию от случая к случаю.
Благодаря стараниям его родных отреставрирован старинный особняк на Басманной в Москве. Родовое гнездо, покинутое когда-то, сохранено в памяти потомков. В нем проходили съемки эпизодов фильма "Союз спасения" о восстании декабристов в декабре 1825 года.
Руководство Первого канала поделилось планами о том, что фильм собираются сделать многосерийным. Дополнят его новыми сюжетными линиями и в скором времени покажут телезрителям.
Он будет интересен тем, кто любит, знает, интересуется историей и в частности, декабристского движения.
Есть такое выражение: "Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло". Как ни печально осознавать, но порой также можно сказать и о некоторых исторических событиях.
Мы, рожденные в СССР, всегда с почтением и уважением отзывались об участниках этого трагического события, восстании декабристов. Для нас они были героями: пошли против царя, желали свержения самодержавия, отмены крепостного права, установления нового, справедливого обустройства жизни. Это, если не копать глубоко. Сегодняшняя точка зрения уже разнится с устоявшейся, нашей. Декабристы посягнули на существующий строй, пошли против законной власти, нарушили закон, за что и понесли суровое наказание.
И все же и по сей день в народе сохраняется дань уважения к этим, без сомнения, прогрессивным и самоотверженным людям, желающим блага России: путем государственного переворота сделать ее процветающей и могущественной.
На моей малой родине, в Белгородской области, есть небольшое село, Богословка. Оно известно живущим в Губкинском и Старооскольском городских округах тем, что в нем на протяжении многих лет бережно сохраняется усадьба дяди одного из декабристов - Владимира Федосеевича Раевского. Усадьба его отца в соседней с Богословкой деревеньке Хворостовка, к сожалению, не сохранилась.
Его батюшка слыл зажиточным курским помещиком, радеющим не только о благополучном ведении дел, но и об образовании своих чад. Поэтому уже в десятилетнем возрасте отпрыск был отправлен на учебу в Москву. Среди его товарищей по науке был и юный Грибоедов...
Музей-усадьба В.Ф. Раевского сохраняется бережно, как и полагается памятнику регионального значения.
Все помещения отремонтированы и отреставрированы. В экспозиции насчитывается более 200 экспонатов, вещей и предметов, принадлежавших родственникам Раевского. Красивое, старинное зеркало напомнило мне эпизод из кинофильма "Принцесса на бобах", когда праправнучка "тех самых" могла бы прихорашиваться перед ним, собираясь на бал.
Многочисленных посетителей встречает скромный памятник поэту, публицисту, участнику Отечественной войны 1812 года, первому декабристу.
Он не стоял на площади в тот роковой день, 14 декабря 1825 года, потому, что за свои вольнодумие, распространение среди подчиненных крамольной литературы, был уже арестован. На допросах никого не выдал из кишиневского общества заговорщиков, уничтожил все списки, бумаги, могущие повредить кому-либо из единомышленников. Его приговаривали к смертной казни, потом ее отменили, ужесточая наказание.
Памятник ему стоит в окружении белоствольных берез, заботливо посаженных жителями Богословки. Здание усадьбы хорошо сохранилось. Помимо музейной экспозиции, в нем расположились детская музыкальная школа и студия народных ремесел. В 1943 году, когда в этих местах проходило Курское сражение, в нем располагался эвакогоспиталь под номером 2957.
Вся последующая жизнь нашего земляка продолжилась в ссылке, в Иркутской области, сельце Олонки. Там он прожил 45 лет. После амнистии он вернулся в родные места, но его Хворостовки уже не было. Ничто не держало его в наших краях и он вернулся туда, где прошла вся его трудная жизнь, в Олонки.
Владимир Федосеевич, женившись на простой крестьянке Евдокии Моисеевне Середкиной, обзавелся большой семьей, в которой родилось девять детей.
Занимался закупками зерна ( это дело доверяли людям уважаемым, честным, ответственным), огородничеством, выводя редкие в этих суровых краях сорта овощей и фруктов, например, огурцов и арбузов.
Мой друг, фотокорреспондент местной газеты Павел Асадчих, большой любитель экстремальных путешествий, в одиночку проделав бОльшую часть пути на велосипеде, несколько лет назад побывал в местах поселения Раевского.
В Олонках сохранились дом семьи, школа, построенная на средства Раевского, о чем свидетельствует памятная табличка. Он бесплатно обучал в ней крестьянских детей.
В ней теперь располагается музей, в котором хранятся вещи, принадлежащие поселенцу, проводятся экскурсии, демонстрируются личные вещи семьи, портреты.
В эти суровые места, в 86 километрах от Иркутска, на берегу реки Ангары, изредка приезжают потомки декабристов. Они посещают музей и могилы усопших, самого Владимира Федосеевича, его супруги и одного из его сыновей.
Три надгробные плиты завершают трудную, в лишениях и испытаниях, жизнь достойнейшего человека, для которого благо простых людей было высшим смыслом жизни.
Работники местного музея села Олонки написали письмо коллегам в Богословку, дополнив его редкими фотографиями. Оно вместе со снимками самого Павла, сделанными в суровом ангарском краю, теперь хранится в музее-усадьбе В.Ф. Раевского, моего земляка, который вошел в историю страны. Навсегда.
Есть ли на вашей малой родине памятные, исторические места? Как они сохраняются. Напишите.
Ваша Моя газета.
Пока.