А был ли Эзоп?
Эзоп родился в 620 г. до н.э. и был баснописцем. Его считают основоположником жанра в литературе, который сейчас называют притчей или аллегорией. О его жизни нет точных сведений, многие даже сомневаются в его существовании.
Рождение Эзопа относят к 7 веку до нашей эры, а творчество к 6 веку до нашей эры. Многие города и страны претендуют считаться родиной этого человека. В некоторых документах Фригия упоминается как место его рождения, в то время как, согласно другим источникам, он родился на Самосе или Фракии, Сардисе, в Египте или в других частях Африки, как, например, Эфиопия. Однако, если судить по басням Эзопа, в которых фигурируют животные, неизвестные тогда в Европе и Африке, количество предполагаемых мест рождения должно быть ограничено Средиземноморьем.
Монаха Максим Планудис написал биографию Эзопа, основываясь на множестве рассказов и анекдотов о его жизни и деятельности. Максим Планудис описал Эзопа настоящим уродом: черноволосый, горбатый, низкорослый, волосатый, кривоногий, с приплюснутым носом и треугольной головой. Но в то же время он обладал острым умом. В общем, не человек, а метаморфоза.
Рожденный рабом может стать свободным!
Эзоп, вероятно, родился в семье рабов. По одной из версий, он был рабом помещика, который использовал его к качестве пастуха. Однажды, когда Эзоп увидел, что несправедливо избивают другого раба, он побежал ему на помощь. За это заступничество Эзоп был продан на рынке в Эфесе. Там его купил мудрый Ксанф с острова Самоса, который сразу же оценил ум Эзопа. Хозяин и раб начали путешествовать и познавать мир. Затем Ксанф продал Эзопа самосскому мудрецу Джадмону (Иадмону). Оценив духовный дар и особенно мудрость и интеллект своей «покупки», один мудрец освободил другого.
По другой версии Ксанф не хотел освобождать умного раба и неоднократно пользовался его мудростью и советами, тем и благодаря этому прослыл мудрецом. Но однажды во время заседания государственного совета орел схватил печать и взмыв в небо уронил ее за пазуху рабу. Жители Самоса попросили Ксанфа истолковать знамение. Он чванливо ответил гражданам Самоса: «Это ниже моего философского достоинства, а вот есть у меня раб, он вам все растолкует». Вышел Эзоп и воскликнул: «Растолковать знамение я могу, да не к лицу рабу давать советы свободным. Вы должны освободить меня!». Народ решил освободить Эзопа. Эзоп дал такое толкование: «Орел - царская птица. Это царь Крез решил покорить Самос и обратить в рабство всех жителей». Огорчились жители Самоса и отправил Эзопа к царю Крезу просить пощады. Крезу очень понравился уродливой мудрец и он сделал Эзопа сделал своим советником.
Более поздние свидетельства говорят, что Эзоп принял участие в соревновании семи мудрецов и поразил их своей мудростью.
После этого он был доставлен в Сарды ко двору царя Креза и стал его советником.
Путешествие к оракулу в Дельфы и казнь Эзопа
По одной из версий, царь Крез послал его с дарами в храм Аполлона в Дельфах. Эзоп, увидев тамошние жрецы и их жадность, саркастически обвинил их. Эзоп высмеивал священников за то, что они гадали, чтобы разбогатеть. Жителей Дельф он также высмеял и указал им, что вместо того, чтобы возделывать свои земли и заботиться о своих животных, они живут за счет подношений паломников. Эта дерзость разозлила дельфийских священников, и они решили убить Эзопа. Тайно они подложили золотой сосуд из храма в его багаж, а затем обвинили в воровстве. Эзопа приговорили к смертной казни и сбросили с горы Парнас.
По преданию, сразу после казни в Дельфах воцарились голод и нищета. Жители уверовали в то, что это Аполлон послал им наказание за убийство Эзопа. Чтобы искупить свою вину, жители воздвигли в честь Эзопа мраморную колонну.
Афиняне позже установили статую в дань уважения к Эзопу.
Все басни Крылова написал Эзоп?
Главным памятником Эзопу являются его мифы и басни. Он написал более 400 произведений. Названия их нам известны с детства: Волк и ягненок, Ворона и лисица, Лиса и виноград и др. Героями басен Эзопа являются животные, а основу составляют диалоги. Говорящие животные действуют как люди, а есть в баснях еще диалоги животных с людьми или богами.
Басни отличаются особой грацией, удивительной простотой и остроумием. Сюжеты взяты из повседневной жизни и природы. Эзоп обладал уникальной способностью одушевлять животных и наделять их человеческими качествами до такой степени, что хотелось поверить, будто все, в них рассказанное, случилось на самом деле.
В своих баснях Эзоп осуждал зло во всех его формах, включая насилие, мошенничество, произвол, предательство, тщеславие, высокомерие, псевдология, жадность и хитрость.
Осуждение иногда делается со ссылкой на божественное испытание, иногда с убедительными внушениями, но чаще с обнаружением абсурдности зла, с насмешками над ним, а также с философским созерцанием жизни. Ключевой чертой басен Эзопа была краткая мораль в конце, понятная даже детям.
Некоторые исследователи утверждают, что Эзоп не создавал басни, а собирал их, а затем дополнял и совершенствовал то, что было создано древними греками или, к примеру, фригийцами. Даже если это так, то Эзоп переработал чужие басни с необычайным умением и талантом, и с тех пор они ассоциируются с его именем. Говорят, что он пытался с помощью басен даже доказать свою невиновность в суде.
Помимо басен, Эзоп знал и рассказывал много историй и анекдотов. Со временем он приобрел огромную популярность, и все бежали к нему, чтобы услышать его рассказы. Его басни передавались из уст в уста вплоть до эпохи эллинизма, когда они были впервые собраны.
Подборка произведений Эзопа была впервые опубликована Деметриосом Фалиреем в конце 4 века до нашей эры. Этот сборник не сохранился. Все сохранившиеся сегодня коллекции басен Эзопа относятся к переводам более позднему времени и датируются первым или вторым веком и позже.
Его произведения собраны в «Сборнике эзопических басен» и были напечатаны в Милане в 1479 году. С тех пор выпущено много изданий, и считается, что сборник басен Эзопа читается во всем мире почти так же часто, как и Библия.
P.S. В честь Эзопа назван астероид (12608 Эзоп), обнаруженный в 1960 году.