По разным оценкам, 10–20% объема металла, который добывают ежегодно, теряется из-за коррозии. Разрушаются мосты, гниют системы канализации, нефтепроводы, падают крыши из-за коррозии металлоконструкций. На этом страны теряют колоссальные деньги: в 2013 году ущерб составил 2,5 триллиона долларов в мировом масштабе. Это больше бюджета России в том же году. Рассказываем, во сколько обходится коррозия и какой на самом деле ущерб приносит, казалось бы, обычная ржавая труба.
Больше всего убытков терпят арабские страны, Индия и Китай
Статистику ведет Американская национальная ассоциация инженеров-коррозионистов. По ее подсчетам, в 2013 году ржавчина в каждой стране «съела» 1–5% ВВП. Конкретные цифры смотрите на графике ниже.
Если 4% от ВВП звучит не убедительно, то переведем эту цифру в деньги. В 2013 году ВВП России составил почти 73 трлн рублей. 4% от этой суммы составляют около 3 трлн рублей. США на борьбу с коррозией потратила 470 млрд долларов.
Выделяется из этого списка Япония. Она потеряла на ржавчине всего 1% ВВП. И эта тенденция сохраняется. Секрет прост: в стране не ждут, когда выйдет из строя очередной нефтепровод, а проводят регулярную профилактику и осмотр металлоконструкций и металлоизделий.
В России, к сожалению, подробную статистику по ущербу от коррозии сложно найти. Последние достоверные цифры относятся к 1969 году. Уже тогда потери по всей стране составили 6,47 млрд долларов. Сейчас они выше. Есть интересные цифры:
- 2 млрд долларов — во столько оценивается ущерб от коррозии двигателей в результате обычной зимней процедуры — посыпки дорог солью и реагентами.
- 90% всех случаев разлива нефтепроводов — это результат коррозии металлов.
- 40% металлоконструкций городских мостов и путепроводов требуют замены.
- 60–80% водопроводных труб изношены: металл съеден коррозией и истощен.
Ржавчина наносит ущерб всем отраслям: сельскому хозяйству, нефтяной промышленности, гражданскому строительству, автомобилестроению. При этом есть прямой, а есть косвенный ущерб.
Откуда такие убытки
В начале декабря 2021 года в Невинномысске в Ставропольском крае без тепла остался 141 многоквартирный дом. Коррозия проела магистраль, что и стало причиной аварии. При чем это случилось дважды за три дня. И такие случаи не редкость для нашей страны. Посмотрим, какой на самом деле ущерб приносит прорыв тепломагистрали.
Прямой ущерб
- Замена старой сгнившей трубы на новую.
- Ремонт дороги.
- Работы по откачке воды.
- Возмещение материального ущерба пострадавшим, как это было, например, в Самаре: вода пробила асфальт, куски которого повредили окна и мебель близлежащих домов. И это не самое страшное: вода размывает грунт под дорогой, асфальт проседает и под землю уходят машины.
- Перерасчет коммунальных услуг тем, кто остался без воды и тепла на время ремонта, который может затянуться на сутки и больше.
Косвенный ущерб
- Людям приходится менять маршрут, тратить время на объезд пробки из-за аварии.
- Сады, школы, больницы простаивают, если авария касается их.
- Простой компаний, которым посчастливилось остаться без тепла.
Отсюда возникают миллионы, к которым приводят съеденные коррозией трубы. Так, в Смоленске ущерб от прорыва теплотрассы оценили в 2,5 миллиона рублей. И таких случаев сотни. Но трубами ущерб не ограничивается. Падают мосты, обваливаются крыши зданий, построенных из металлоконструкций, раньше времени разрушаются корабли и самолеты. Выходит из строя сложная техника из-за того, что коррозией покрываются мелкие детали. В общей сложности это и дает огромные денежные потери. Например, экономический ущерб от аварии на нефтехимическом заводе в Башкирии оценили в 12,59 млн рублей. Причина аварии — стенки труб стали тонкими из-за атмосферной коррозии.
Огромный косвенный урон коррозия наносит экологии. Масштабы иногда поражают воображение. В 1994 году в республике Коми лопнул проржавевший нефтепровод. Нефть разлилась на тысячи километров, попала в водоемы. Эта утечка попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая крупная. На ее ликвидацию Россия взяла в кредит у европейских банков 124 млн долларов. Но это мелочи по сравнению с тем, что страдали животные и растения. Последствия аварии смогли устранить только через 11 лет.
Четверть всех потерь можно избежать
И это касается не только потерь на мировом или государственном уровне. Склад из металлоконструкций, построенный предпринимателем, кровля из профлиста на частном доме – все это также подвержено коррозии, а значит может привести к финансовому ущербу. Свести появление ржавчины к нулю невозможно, но минимизировать потери – вполне. Для этого:
- Выбирайте марку стали с учетом условий, в которых будет эксплуатироваться металлоизделие. Например, для банной печи больше подходят листы AISI 304, а для поручней в бассейне — бесшовные трубы AISI 316.
- Покупайте металлоизделия у компаний, которые работают по ГОСТам и предоставляют сертификаты качества. Так меньше риск нарваться на некачественный товар.
- Дополнительно защищайте металл от коррозии методом цинкования или полимерным окрашиванием. Последнее актуально для оцинкованного профнастила.
- Монтируйте металлоизделия по технологии. Неправильный расчет нагрузки на кровлю или неправильно выполненный сварной шов могут привести к деформации металла и его коррозии в будущем.
Что еще почитать о коррозии:
- Почему ржавеет сталь и как продлевают срок ее службы на производстве.
- Считается, что алюминий не ржавеет. Но это неправда. Рассказываем почему.
- Лучшая защита от коррозии: особенности горячего цинкования металлов.
Подписывайтесь на канал, если хотите знать о металлургии и металлических изделиях еще больше.
«Новаметалл Трейд» − один из ведущих производителей металлопроката и металлических изделий в России. На рынке с 2010 года.