Брендинг — это процесс создания, развития и управления брендом. Он включает в себя комплекс мероприятий, направленных на формирование положительного образа компании в сознании людей, а также поддержание ее устойчивого имиджа. В задачи брендинга входит разработка миссии бренда, его позиционирование, создание ассоциаций и уникального стиля, а также исследование целевой аудитории и коммуникация с потребителями.
Зачем нужен брендинг
Сегодня бренды окружают нас повсюду: еда и напитки, одежда, техника, транспорт, многочисленные онлайн-сервисы и социальные сети — все это имеет собственные торговые марки, над которыми ведется непрерывная работа. Чтобы мы отличали их друг от друга и имели о каждой из них представление, и нужен брендинг.
Его основной целью является повышение узнаваемости бренда и лояльности аудитории за счет выстраивания понятного и позитивного образа в головах потребителей.
В условиях высокой конкуренции, царящей на современном рынке, брендинг — это одно из важнейших направлений развития бизнеса. Помимо усиления отличий и расширения клиентской базы, перед ним также стоит задача увеличить ценность продукции/услуг. Вызывая положительные эмоции и уверенность у потребителя, бренд может справедливо повысить цены на предлагаемые товары.
Виды брендинга
Универсальной тактики брендинга не существует. Каждая компания индивидуальна, имеет свое предназначение и преследует свои цели. Объектом брендинга может выступать товар, человек, сама организация, город, политическая партия, предмет искусства и т. д. В связи с этим выделяют следующие разновидности брендинга:
- товарный. Он направлен на формирование имиджа физического продукта — например, напитка или модели автомобиля;
- сервисный. Здесь брендом являются компании, предоставляющие услуги: авиакомпании, такси, провайдеры сотовой связи и т. д.;
- персональный. Сюда относятся бренды, выстроенные вокруг личности, то есть продвигается конкретный человек, медиаперсона, о которой формируется определенное мнение;
- внутренний или корпоративный. Нацелен на улучшение репутации компании среди сотрудников;
- политический. К нему относятся предвыборные кампании, идеология и символика партий, отдельный ее представитель, агитационные ролики, лозунги и т. д.;
- географический. Связан с туризмом. Объект брендинга здесь — территория (город, страна), и упор делается на продвижение ее особенностей, достопримечательностей, узнаваемых мест;
- в искусстве. Раскрутка музыкальных коллективов и других деятелей искусства, а также их творения: фильмы, картины, книги, скульптуры и др. Туры, концерты, выставки — все это брендирование.
Ошибки в брендинге
Создание бренда представляет собой сложный процесс, сопряженный с определенными трудностями. Поскольку целью в нем является влияние на аудиторию, допустить ошибку очень просто. Самой первой может стать непонимание целей брендинга: нужно повысить ценность продукта или продвигать образ компании? Для решения каждой из этих задач предпринимаются разные действия, поэтому лучше на берегу определить, для чего вкладываются деньги.
Отсутствие анализа рынка и аудитории также не способствует успешному брендингу. Прежде чем приступать к разработке своей символики, стоит изучить конкурентов — иначе есть риск создать что-то похожее. Важно учесть и мнение потребителей, чтобы не потерять их.
Еще одной ошибкой в брендинге будет непоследовательность. Если на сайте бренда написано одно, в соцсетях он позиционирует себя по-другому, а в рекламе демонстрирует третье, ни о каком доверии со стороны людей не может идти и речи.
Также важно помнить о юридической защите бренда. Если не регистрировать свои разработки (логотипы, слоганы, названия), то доказать авторство в случае их кражи будет нелегко. Конкуренты и мошенники смогут спокойно пользоваться вашей торговой маркой, а это может свести на нет все ваши старания.
Заключение
Брендинг — это важный процесс в развитии бизнеса, и хотя нужен он далеко не всем, узнаваемое имя и хорошая репутация всегда будет играть на руку.