Найти тему

Black Hawk...UP? Взлёт и падение "почти Чёрного Ястреба" или кто отец?

Оглавление
S-67 "Blackhawk"
S-67 "Blackhawk"

Серия вертолетов UH-60 Сикорского "Black Hawk" (Черный Ястреб) поистине стала легендарной. Я прошу не обвинять меня в ангажированности. Я прекрасно понимаю, что вертушки от КБ Миля или Камова также занимают свои почетные места на пьедестале гениев мысли в авиастроении. Но в настоящей статье хочется упомянуть о том, что почти за десять лет до того, как первый «Ястреб» поступил на вооружение, компания Sikorsky задумала совсем другого «Чёрного Ястреба», а именно ударный вертолет S-67 "Blackhawk".

UH-60 "Black Hawk"
UH-60 "Black Hawk"

Сочетая невероятную скорость и маневренность с возможностью нести более 3000 кг огневой мощи или полдюжины полностью экипированных бойцов, ударный вертолет S-67 был не только мощной машиной в свое время, но и до сих пор остается одним из самых способных ударных вертолетов на планете, если бы он когда-либо поступил на вооружение.

Программа разработки перспективной системы огневой поддержки с воздуха (Advanced Aerial Fire Support System - AAFSS)

Первый прототип S-67
Первый прототип S-67

За год до вступления США в войну во Вьетнаме армия США объявила конкурс о приёме предложений по программе AAFSS, которая должна была стать первой в истории программой по разработке вертолета с нуля для вооруженных сил. К февралю 1965 года Пентагон заключил контракты с компаниями Lockheed и Sikorsky на дальнейшую разработку их проектов, при этом Sikorsky представила проект под названием S-66, а Lockheed - свой CL-840 Cheyenne.

В конце концов, Lockheed одержал победу в тендере и получил контракт на разработку 10 боевых вертолетов, но в 1969 году программа была…свернута после того, как Lockheed не смогла добиться устранения некоторых технических проблем, всплывших на поверхность.

После провала Cheyenne Пентагон решил вернуться к запасному плану: менее совершенному и, соответственно, менее сложному и дорогому вертолету от компании Bell – AH-1G Cobra, который оставил свой след в Вооруженных Силах США и Корпусе морской пехоты за последующие десятилетия эксплуатации.

AH-1G Cobra
AH-1G Cobra

Но в КБ Сикорского снова принялись за работу над своими проектами, не теряя надежды создать самый мощный ударный вертолет, который когда-либо видел мир.

Разработка ударного вертолета за счёт собственных средств

Ориентируясь на успешный опыт применения вертолёта от фирмы Bell UH-1 «Ирокез» (более известный сегодня как "Хьюи") во Вьетнаме, компания Sikorsky приступила к работе над еще одним проектом ударного вертолета, твердо решив положить конец полосе неудач своих военных вертолетов.

Вертолет Bell UH-1 во время войны во Вьетнаме.
Вертолет Bell UH-1 во время войны во Вьетнаме.

Несмотря на стабильные продажи других серийных вертолетов марки, неудача Сикорского в получении контракта AAFSS стала последней в череде упущенных возможностей поставить новый вертолет в армейские ангары. Сикорский уже уступил контракт на поставку вертолета общего назначения компании Bell, контракт на легкий разведывательный вертолет - компании Hughes, контракт на большой вертолет общего назначения - компании Vertol, а контракт на тяжелый вертолет - компании Boeing-Vertol. Поскольку на горизонте не прорисовывались новые программы, они начали новую работу без какого-либо финансирования со стороны Пентагона.

Этот новый вертолет должен был использовать опыт, полученный при разработке S-66, при этом команда конструкторов также извлекла пользу от провала Cheyenne. К середине 1969 года КБ Сикорского объявила о начале разработки нового скоростного вертолета, который они решили назвать S-67 «Blackhawk».

В январе следующего года исполнительный вице-президент компании Sikorsky Джон А. МакКенна получил задание курировать новую разработку. Его задача была достаточно проста в теории: разработать вертолет весом от 8000 до 9000 кг., способный развивать скорость до 200 узлов (или около 370 км/час) на коротких дистанциях.

-7

Имея ограниченные финансы и время, МакКенна ускорил разработку, сочетая новые элементы конструкции со старыми, создавая, по сути, новый вертолет, несмотря на сильную зависимость от предыдущих конструкций и методик, которые уже доказали свою состоятельность в прошлых программах.

Поэтому неудивительно, что ряд элементов конструкции неудачного S-66 нашли свое применение в новом вертолете. МакКенна также включил элементы от S-61, включающего крылья и вспомогательную силовую установку. В некоторых отношениях S-67 Blackhawk действительно можно рассматривать как потомка программ S-61 и S-66.

Компания разработала S-67 Blackhawk всего за семь месяцев

S-67
S-67

Конструкторский подход МакКенны привел к невероятно быстрому циклу разработки: его команда создала первый рабочий прототип всего через семь месяцев после того, как он возглавил разработку. Новый S-67 Blackhawk имел стреловидные крылья с большим выпуклым вертикальным оперением для улучшения курсовой устойчивости (в дальнейшем это конструкторское решение доказало обоснованность концепции), узкий фюзеляж с кабиной, рассчитанной на двоих членов экипажа, и большой запас мощности.

Хвостовой винт обеспечивал компенсацию крутящего момента во время зависания и полета на малой скорости, но конструкция вертикального оперения была настолько эффективной, что могла обеспечить всю необходимую устойчивость вертолета на скоростях до 74 км/час. Такая конструкция не только обеспечивала хорошую маневренность, но и делала боевую машину гораздо более живучей. Как можно увидеть в фильме "Black Hawk Down", поврежденный хвостовой винт обычно означает катастрофу для большинства боевых вертолетов. Однако S-67 Blackhawk имел возможность покинуть место боевых действий, пока основная форма хвоста оставалась неповрежденной.

Невероятно устойчивый и практичный вертолёт

Крылья вертолета, которые можно было снимать для выполнения различных задач, были оснащены выдвижными тормозными щитками, которые полностью открывались или закрывались менее чем за три секунды. Эти щитки буквально вдвое сокращали время, необходимое Blackhawk для остановки, обеспечивая ему беспрецедентную маневренность по сравнению с другими подобными вертолетами. Благодаря тормозным щиткам, 8-метровому размаху крыльев и стабилизирующему оперению, S-67 Blackhawk также оказался чрезвычайно устойчивым практически на всех скоростях.

-9

Фюзеляж вертолета был довольно узким, пилот и стрелок сидели вдвоем в кабине шириной 117 см. Благодаря узкому корпусу S-67 имел более тонкий профиль, чем большинство вертолетов, что делало его более трудной мишенью при лобовом столкновении, а также способствовало тому, что вертолет был одновременно быстрым и маневренным.

Для того чтобы S-67 действительно был быстрым, команда МакКенны установила под роторами два турбинных двигателя General Electric T58-GE-5 мощностью 1500 лошадиных сил. Этих мощных двигателей было достаточно, чтобы 14 декабря 1970 года под управлением летчика-испытателя Байрона Грэхэма S-67 в Винзор Локс, Коннектикут, вертолёт установил рекорд скорости 348,971 км/ч на дистанции 3 км. Пять дней спустя пилот компании Курт Кэннон, взлетев на S-67, установил рекорд скорости в 355,485 км/ч на дистанции в 15 км. Оба полета были зарегистрированы в качестве мировых рекордов скорости. Эти рекорды продержались 8 лет.

Быстрый, проворный и обладающий огромной огневой мощью.

-10

Но S-67 Blackhawk был не только быстрым, он также обладал достаточно мощным вооружением. При выполнении боевой задачи вертолет мог нести более 3000 кг оружия и боеприпасов, включая установленный в турели пулемет калибра 7,62, 20- и 30-мм пушки, 40-мм гранатометы и даже ракеты или ракетные установки TOW для поражения бронетехники или танков.

Несмотря на то, что S-67 является узким вертолётом, его кабина была модифицирована таким образом, чтобы в пространстве за кабиной можно было перевозить до шести полностью экипированных бойцов, и при этом он мог развивать скорость свыше 265 км/час. При необходимости проведения поисково-спасательных операций на крыльях вертолета можно было установить вспомогательные топливные баки, что обеспечивало дальность полета до 960 км на высокой скорости. Та же кабина, которая может быть использована для переброски войск, может быть заполнена различным оборудованием для выполнения различных задач, что делает эту вертушку достаточно адаптируемой.

-11

Несмотря на то, что вертолет был способен нести значительную полезную нагрузку, он оставался невероятно маневренным. Летчики-испытатели без проблем выполняли на вертолете элементы высшего пилотажа, таких как бочки и петли Нестерова. Вход в петлю начинался при скорости 319 км/ч на высоте 600 м, в верхней точке петли скорость вертолета падала до 92 км/ч, а при переходе к горизонтальному полету возрастала до 315 км/ч. Движение вертолета при выполнении петли производилось по окружности радиусом всего 125 м, что приводило к высоким перегрузкам при выходе из петли. Максимальная зарегистрированная перегрузка равнялась 4 g. Несмотря на его размеры и скорость, этот вертолет считался очень устойчивым и маневренным.

-12

S-67 Blackhawk был универсалом, и это заинтересовало Пентагон, который искал замену неудачному Cheyenne. Конструкция МакКенны казалась настолько подходящей для нужд армии, что компания Sikorsky предложила четыре небольших контракта на разработку, каждый на сумму около $100 000 (или около $675 000 по ценам 2021 года), для проведения дальнейших испытаний.

Побежденный Apache

AH-64 Apache
AH-64 Apache

Военное руководство было впечатлено характеристиками S-67 и вскоре начало сравнивать его с Bell Model 309 King Cobra - оба они рассматривались как потенциальная замена проблемному Cheyenne.

В конечном итоге армия решила полностью отказаться от программы Cheyenne, ее боевую роль в той или иной степени выполняли программы A-10 Thunderbolt II ВВС США и Harrier Корпуса морской пехоты. Но армия хотела иметь собственный вертолет, который мог бы обеспечить большую огневую мощь, скорость и дальность полета, чем "Кобра".

Спустя всего восемь дней после закрытия программы Cheyenne, Пентагон объявил о своих планах по закупке еще одного нового вертолета в рамках программы, получившей название Advanced Attack Helicopter (AAH).

S-67 Blackhawk Сикорского казался подходящим вариантом, как и King Cobra компании Bell, но это были не единственные участники конкурса. К тендеру присоединились проекты от Boeing Vertol и Grumman, Hughes и Lockheed, и к следующему году все они были исключены из числа претендентов, кроме представленных Bell и Hughes. В конечном итоге победил прототип Model 77/YAH-64A компании Hughes. Этот вертолет впоследствии стал легендарным AH-64 Apache.

Но КБ Сикорского не падало духом. Они знали, что у них есть способный боевой вертолет, и если Штаты не были заинтересованы в его приобретении, то казалось вполне реальным предложить его на экспорт. Поэтому в конце 1972 года S-67 был собран и отправлен в Европу, а затем на Ближний Восток, чтобы дать возможность потенциальным заказчикам увидеть Blackhawk в действии.

Осенью 1974 года вертолет Sikorsky S-67 Blackhawk был отправлен на Международный авиакосмический салон в Фарнборо. Пролетав в общей сложности 700 часов, он погиб в аварии 1 сентября 1974 года, когда не смог завершить маневр высшего пилотажа (выход из петли Нестерова). Вертолет был разрушен, а оба члена экипажа погибли.

Несмотря на прогресс, достигнутый компанией в создании S-67 Blackhawk, трагическая гибель двух пилотов в сочетании с отсутствием интереса со стороны заказчиков заставили Sikorsky прекратить программу. Но и это был не совсем конец этой истории.

В октябре того же года новый вертолет Сикорского, H-60, совершил свой первый полет, а в 1979 году он поступил на вооружение армии под названием UH-60 Black Hawk... потому что круто звучащее имя - это вещь, которую можно легко потерять.

Благодарю Вас за внимание и до новых встреч!

Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.

Также Вы можете прочитать другие статьи канала

Кто отец революции в авиации?

Борьба за гиперзвук

Почему Америка никогда не продавала F-22 Raptor иностранным государствам

Почему так трудно разработать стелс-самолет?

Ожидаются осадки...возможно падение F-35

Вы не знали об этом... три удивительных факта о "Черном дрозде"

Как НАТО планирует использовать Геркулесы в войне с Россией или Китаем. Разберемся по порядку.

Хищная птица. Потерянный бюджетный стелс.

Как освоить бюджет на 1,7 триллиона долларов?

Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала. Также подписывайтесь на телеграмм-канал. Спасибо за то что читайте публикацию.

С Уважением.