Чтобы вы более или менее разобрались с ситуацией, расскажу вам о предпосылках данного конфликта.
В 2018 году Глава Чечни Рамзан Кадыров и глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров подписали соглашение о закреплении границы между регионами, которая не была чётко установлена со времен распада Чечено-Ингушской АССР в 1991 году.
И если в Чечне решение было единогласным, то в Ингушетии «За» проголосовали 17 из 25 депутатов.
Власти не сообщали населению подробности договора, в результате чего в преддверии подписания документа начались акции протеста. Несанкционированный митинг прошёл у здания администрации в Сунже, а 26 сентября — у въезда в Магас. В городе перекрыли дороги, у местных жителей были проблемы с доступом к мобильному интернету. В Магас ввели колонну Росгвардии, которая сдерживала протестующих. Четверо активистов получили штрафы за нарушение порядка проведения массовых акций.
В рамках соглашения Ингушетия передала Чечне 1290 гектаров пахотных земель и получила взамен равноценную территорию в Надтеречном районе Чечни.
Речь идет о территории рядом с сельским поселением Аки-Юрт Малгобекского района Ингушетии. Остальные 600 гектаров — пастбища, предгорье — мы взяли с этого Надтеречного района Чечни. Соответственно, часть отдали нашей территории в Сунженском районе Ингушетии», — объяснял министр сельского хозяйства Ингушетии Хизир Галаев.
Затем власти Ингушетии опубликовали обращение к жителям республики, в котором рекомендовали воздержаться от обсуждения передела границ с Чечней. Уже тогда они говорили, что примут решение даже «в условиях беспрецедентного давления и угроз». В парламенте отметили, что решение о передаче земель должно приниматься уполномоченными на это лицами, а не гражданами на стихийных акциях. Жителей предупредили, что «деструктивный, агрессивный характер обсуждения» этого вопроса вызовет только негативные последствия.
А теперь поговорим о тех самых последствиях и что стало с несогласными
Кисловодский суд приговорил лидеров протестных акций в Ингушетии —Малсага Ужахова, Ахмеда Барахоева, Мусу Мальсагова к 9 годам колонии общего режима. Барах Чемурзиев, Багаудин Хаутиев и Исмаил Нальгиев получили 8 лет колонии, Зариф Саутиев — 7,5 лет колонии.
Среди них, помимо простых организаторов, оказались авторитетные местные общественники, например Ахмед Барахоев и Малсаг Ужахов, и даже заместитель директора местного музея репрессий Зарифа Саутиева. Она в итоге получила 7 лет и 6 месяцев заключения. Ужахов, Барахоев и Муса Мальсагов были приговорены к 9 годам лишения свободы, а Барах Чемурзиев, Багаудин Хаутиев и Исмаил Нальгиев — по 8 лет. Они признаны виновными в организации нападений на представителей власти и в участии в экстремистском сообществе.
Для жителей Ингушетии вопрос земли — очень больной: это самый маленький по территории регион страны, после Москвы и Санкт-Петербурга, который в начале 1990-х уже участвовал в кровавом и по сути проигранном противостоянии с соседней Северной Осетией за Пригородный район. Новые территориальные потери вывели тысячи людей на улицы столицы Ингушетии Магаса. Они несколько дней митинговали круглосуточно — сначала потребовав отменить закон, а потом и отставки Евкурова.
Сам Евкуров однажды попытался поговорить с митингующими и получил из толпы пустой пластиковой бутылкой по голове, которую потом даже пытались продать на онлайн-аукционе как реликвию.
Протестующие ингуши публично «наезжали» и лично на главу Чечни Рамзана Кадырова. Отменить передачу земель протестующие не смогли, зато против их лидеров начали работать правоохранительные органы. В результате семеро из них оказались под стражей...
Вину никто не признает. Большинство нацгвардейцев, давая показания в суде, говорили, что не просили признавать их потерпевшими, ничего не знают об уголовном деле и не имеют претензий к подсудимым.
В ноябре гособвинители попросили суд приговорить всех обвиняемых к срокам от 7,5 до 9 лет заключения. Выступая с последним словом, руководитель Совета тейпов ингушского народа Малсаг Ужахов отмечал, что прокуроры нацелены на «заданный сверху результат» и не желают слушать никакие доводы защиты.
«Их кирзовые лица ничего не выражают, эти лица давно потеряли способность краснеть и белеть, — говорил Ужахов, — Бог им судья! Мы в свою очередь платим им неприкрытым презрением».
15 декабря судья Янис Куцуров огласил приговор. Он всех признал виновными и дал ровно те сроки, которые запрашивал прокурор.
#ингушетия #чечня #рамзан кадыров #ингуши #чечено-ингушский конфликт #чечня и ингушетия делят земли #Юнус-Бек евкуров #россия #политика #митинги