Продолжение
Публикация должна была появиться во вторник 13 декабря. Иначе нарушился хронологический ряд. Проношу извинения. С уважением.
Подразделения “Чеченского отряда” вернулись к основной базе 6 ноября, по дороге завернув в селение Бугун-Юрт, где вольготно обосновались мюриды, выславшие многочисленные конные разъезды к аулу Кулу-Юрт, находившийся менее чем в 3 километрах от крепости Грозной. Заслышав стрельбу гарнизонной артиллерии, генерал П.Х.Граббе немедленно отправил егерский батальон с 2 конными орудиями и всех линейных казаков, но большие партии горцев не приняли сражения, имея крепкую позицию и не спеша отошли в Гойтинские леса. Вскоре выяснилось, что это был сам имам Шамиль, прибывший из Большой Чечни по настоятельному приглашению старейшин чеченских обществ. На соединение с ним накануне прибыли сильные партии наиба Ахверды-Магомы, которые намеревались разорить и забрать домашнюю скотину у мирных чеченцев, «живших почти под дулами крепостных орудий». С этой целью до 300 лучших наездников повели атаку под самые стены российской цитадели, но имам Шамиль, узнав о подходе нескольких колонн под командованием генерала П.Х.Граббе, предпочел, как и неоднократно до этого, избежать прямого столкновения с главными силами “Чеченского отряда”. Под предлогом пресечения возобновившихся переговоров салатавцев с представителями российской военной администрацией, горный владыка оставил своего лучшего наиба, самостоятельно объясняться с разгневанными чеченцами и через Аух отправился со всем своим воинством в селение Чиркей.
Предоставив войскам кратковременный отдых, командующий войсками на Кавказской линии и в Черномории уже 10 ноября отправился в очередную экспедицию, используя последние благоприятные осенние дни. В прежнем составе “Чеченский отряд” направился к реке Аргун, которая из-за дождей в горах стала представлять серьезную преграду при форсировании ее в брод. Раскисшие грунтовые дороги, также не способствовали быстрому продвижению войск, а постоянно ломающиеся горские арбы с дополнительным артиллерийскими зарядами, еще больше тормозили продвижение по Большой Чечне. Только через три дня генерал П.Х.Граббе достиг большого селения Герменчук, потеряв в ежедневных перестрелках с чеченцами 2 нижних чинов убитыми, 11 раненными и 10 контуженными. Спалив еще оставшиеся в окрестностях хутора с большими запасами зерна и фуража, он на следующий день 14 ноября прибыл к аулу Маиртуп, в котором пришлось сделать короткую остановку для принятия дальнейшего решения.
Главная дилемма заключалась в том, что дальнейший путь пролегал между селениями Гельдыген и Кулиш-Юрт, все пространство между которыми занимали вековые леса, густо поросшие кустарником. Наезженная дорога, в дальнем уголке леса проходила по глубокой балке, еще и сильно извивалась, поэтому местность представляла удобное место для хорошо организованной засады. В прошлые экспедиции правительственные войска зачастую с большим трудом преодолевали это участок, ведя малопродуктивный бой в заросшем лесу и неся потери. От лазутчиков стало известно, что окрестные чеченцы под начальством наибов Джеват-хана , Домбая, а также мичиковцы и качкалыковцы с наибом Шуаиб-муллой намерены остановить продвижение “Чеченского отряда” и дать сражение не менее сильное, чем наиб Ахверды-Магома в Малой Чечне. Генерал П.Х.Граббе, предполагая, что чеченцы используют свою излюбленную тактику, а именно предпримут массированные атаки на боковые пехотные цепи и арьергард, решил навести их партии под артиллерийский огонь и штыки егерских батальонов. Командиры подразделений получили подробные инструкции на предстоящий бой, после чего правительственные войска, без сопротивления миновали селение Гельдыген и проследовали по лесной дороге.
Авангардная колонна, пройдя балку, направилась правее и остановилась на возвышенности, а левее от дороги изготовился к штыковой атаке батальон Куринского полка, подкрепленный 4 горными орудиями. Вскоре в арьергарде началась стрельба и чеченцы, прорвав слабую боковую цепь, устремились к обозу, голова которого уже появилась из лесной балки. По ближайшему кустарнику ударили залпы картечи и пока куринцы атаковали с тыла, то заранее оставленные резервы для боковой цепи стали обхватывать в кольцо неприятельские партии с противоположной стороны. Осознав, что сами попали в западню и, стараясь избежать окружения, чеченцы, прекратив рукопашную схватку с егерями, бросились в еще не занятую правительственными войсками сторону. Джеват-хан Хунхазский с ближайшими мюридами прибег к ударам нагаек и шашек, «чтобы остановить бегущих» и с большим трудом, но восстановил порядок. Горцы еще рассчитывали на успех и как только замыкающий арьергард батальон куринцев стал преодолевать балку, то снова бросились в шашки. Командовавший замыкающей колонной полковник Р.К.Фрейтаг сознательно пропустил чеченцев за овраг, после чего егеря стали обходить их с флангов. Вслед за этим последовавшая штыковая атака с трех сторон, прошла так успешно для егерей, что чеченцы поспешили ретироваться «устлав место боя своими трупами». Партии под командованием Джеват-хана Хунхазского окончательно потерпели поражение и рассеялись по ближайшим зарослям, но лесной бой на этом не завершился. В сражение 14 ноября 1840 г. вступили не менее многочисленные партии горцев под командованием наиба Шуаиб-муллы.
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.