Одной из самых сенсационных онлайн-новинок осени стал мультсериал «Аркейн» (16+). Достаточно сказать, что его рейтинг на «Кинопоиске» - 9/10, на imdb.com - 9,3/10. Но не спешите сразу записывать «Аркейн» в шедевры. Это экранизация компьютерной игры «Лига легенд»; как и у всех экранизаций игр, драматургия здесь построена в стиле «ни кустика, ни деревца, и вдруг из-за угла выезжает вражеский танк» и, как и следовало ожидать, исключительно дурацкая. И герои все по внешности компьютерные: однообразны до боли в зубах, как будто их всех скопом в понедельник родила одна и та же мама. Да к тому же это еще и 3D-анимация, ждать от которой чего-то хорошего для настоящего любителя кино - признак дурного вкуса.
Почему я все-таки советую «Аркейн» посмотреть? Из-за его удивительной, потрясающей графики. Именно графика «Аркейна», его изобразительный концепт вполне заслуживают столь высоких оценок, данных сериалу в целом. Соль тут в том, что «Аркейн» снимался хотя и на американские деньги, но во Франции, французскими режиссерами Паскалем Шаррю, Арно Делордом и Жеромом Комбе. И, думаю, именно благодаря им знаменитая французская традиция фантастической живописи (имена Мебиуса и Гигера говорят сами за себя) проявилась здесь в полном блеске.
Если б «Аркейн» делали целиком в США, ничего подобного наверняка не было бы. Современные американские аниматоры - это совсем не художники, а компьютерные дизайнеры. Почему в Голливуде так популярна 3D-анимация - дизайнеров там полным-полно на каждой студии, как говорится, дешево и сердито. В итоге вся американская анимация превратилась из самостоятельного вида киноискусства, со своей эстетикой, в подделку под игровое кино. И какой бы голливудский мультфильм мы ни взяли, после просмотра всегда возникает вопрос: «А зачем им мультфильм, если можно набрать актеров и снять обычный фильм?»
Когда смотришь «Аркейн», таким вопросом не задаешься. Да, это 3D, но не как коллекция стандартных компьютерных примитивов, как в Штатах, а именно как один из приемов анимационного искусства - «живой живописи». Добавим, что французские аниматоры здесь скрестили 3D c комиксовой изобразительной традицией (франшиза «Лиги легенд» - это еще и созданные на основе игры комиксы), получив в итоге именно анимационный (анимационный - то есть одушевленный!) нарисованный мир и таких же анимационных персонажей, без всякой компьютерной подделки под реальность.
Чем еще привлекает «Аркейн» - режиссурой. Не режиссурой в целом (в экранизациях игр всем распоряжается отдел маркетинга, и режиссер здесь, по большому счету, такой же обслуживающий персонал, как курьер или секретарь), а режиссурой отдельных эпизодов. Все-таки отдел маркетинга «Аркейна» был далеко, в Лос-Анджелесе, а снималось-то все во Франции, и иногда режиссерам удавалось партизанским способом проявить свою принадлежность к киноискусству, а не к маркетингу. Не очень часто, но не так уж и редко, в 2-3 эпизодах на новеллу.
Повторюсь, как целостное анимационное произведение «Аркейн» явно не дотягивает до таких шедевров мультипликационной фантастики, как ленты Мамору Ошии «Призрак в доспехах» (16+) и особенно «Джин-Ро» (16+). Однако если воспринимать «Аркейн» не как единое целое, а как сумму элементов, то отдельными элементами этот сериал - настоящая поэзия, самое настоящее искусство.
А отдельными - обычный пошлый голливудский маркетинг.
Долгожданный «Человек-паук: нет пути домой» (12+), под который голливудские дистрибьюторы «зачищали» экраны всю первую половину декабря, наконец-то в кино!
В Голливуде от него ожидают, что он в мире соберет миллиард или хотя бы половинку. То есть, кто бы ни значился в титрах, а здесь это Джон Уоттс (который, кроме нескольких «…Пауков» да «независимого» триллера «Полицейская машина» (18+) в самом начале карьеры практически ничего и не снимал), нужно понимать, что распоряжался всем отдел маркетинга. Так что, что бы ни писали в рецензиях и какие бы запредельные рейтинги этому фильму ни присваивали, перед нами, по сути, типовой блокбастер, заточенный под фанатов комиксов Marvel и в особенности франшизы «Человек-паук». И более ничего про него знать не нужно. Если вы такой фанат, вы «Человек-паук: нет пути домой» посмотрите обязательно, что бы вам ни говорили. А если нет - вам предварительно понадобится потратить пару-тройку дней для ознакомления с франшизой и ее героями.
В ожидании «Человека-паука» прокат был зачищен от конкурентов, но не целиком, и в параллель к нему выходит «Матрица: воскрешение» (16+). Хотя, это вообще «…Пауку» конкурент?
Со скептической точки зрения, братья Вачовски - классический пример режиссеров одного классического фильма (каким, бесспорно, стала когда-то «Матрица», 16+). И, быть может, все их метания связаны как раз с отчаянными поисками творческого грааля, который у них был в руках на «Матрице», а потом взял и исчез.
По сюжету «Матрица: воскрешение» явно повторяет самую первую картину, что, собственно, и не скрывается: «В двух реальностях Нео снова придется выбирать, следовать ли за белым кроликом. Выбор, пусть и иллюзорный, все еще остается единственным путем в Матрицу или из нее, что более опасно, чем когда-либо.» Как и в первом фильме, в главных ролях Киану Ривз (скрывающий морщины за бородой) и Кэри-Энн Мосс, плюс Кристина Риччи и Джада Пинкетт-Смит. Ни Лоренса Фишберна, ни Хьюго Уивинга нет - обоим уже за шестьдесят, и для ленты, ориентированной на молодого зрителя, такой дом престарелых в актерском ансамбле был бы несколько чересчур.
Ну а в остальном «Матрица: воскрешение» - тот же «Человек-паук: нет пути домой»: если вы фанат киберпанка в той форме, какую ему задали Вачовски в «Матрице», вы эту картину так или иначе, но посмотрите, как бы я ее ни похвалил или обругал. Если же нет - как восклицал Гамлет: «Что мне Гекуба?»
Несмотря на свое детфильмовское название, «Оленьи рога» (18+) Скотта Купера вовсе не «фильм - детям», а хоррор в стиле «ужасы американской провинции»: «У школьника в доме происходит что-то странное. Его учительница начинает подозревать, что мальчику угрожает опасность, и вместе с братом-полицейским решает разобраться в ситуации. Со временем они понимают, что в стенах старого дома притаилось нечто зловещее.» Ценители наверняка вспомнят «Дом» (16+), а поскольку в сюжет затесались мутанты и индейская магия - «Сияние» (18+) и «Джиперс Криперс» (16+). Рейтинги «…Рогов» не очень высокие, 5,6 - «Кинопоиск», 6,2 - imdb.com, но, может, это типичное для всех хорроров занижение оценок. Все же Скотт Купер в Голливуде режиссер не последний (его «Сумасшедшее сердце», 16+, выдвигалось на «Оскар» в главных номинациях), а продюсировал «Оленьи рога» не кто иной, как культовый мастер жанра Гильермо Дель Торо.
А для детей у нас анимация «Зверопой-2» (6+). Для тех, кто не в курсе: название не от слова «водопой», а неологизм из «звери» и «поют». Сюжет - типовое голливудское «звезда родилась»: «Тяжело быть продюсером, когда ты коала и у тебя лапки. Еще сложнее, когда твоя верная помощница древнее печатной машинки. И совсем весело, когда твоя труппа - это танцующий без остановки пухляш, колючая девочка-панк, застенчивая школьница, верзила-гангстер и многодетная мама, чьи дети - поросята в прямом смысле слова. Рецепт успеха прост - рвануть в мировую столицу развлечений, завербовать легендарного рок-музыканта и взорвать сцену новым шоу».
Языком скептика - мимишное музыкальное зверство в шаблонном голливудском 3D-аниматроне. Детям, по их эстетической невинности, безусловно, понравится, а взрослым смотреть, только если не хватает духу на «Аркейн» и в предвкушении праздников хочется впасть в детство. Хотя… когда-то давно режиссер «Зверопоев» Гарт Дженнингс поставил неплохую фантастическую сатиру «Автостопом по Галактике» (12+). Так что, может, и в «Зверопое-2» найдется искорка настоящего киноискусства.
Опубликовано: Мурманский вестник от 16.12.2021