Итак, иногда нам необходимо ввести в текст воображение героя. Что это такое? Это когда герой представляет, что бы он сделал, но в реальности этого не происходит и после сцены с воображением героя действие продолжается как ни в чём ни бывало.
Этот творческий приём можно использовать разово, для обострения текущего конфликта, для демонстрации внутреннего состояния героя в настоящий момент, или сделать его воображение как художественный элемент повествования, как, например, это сделано в сериале «Клиника».
Вариацией воображения может быть сон героя. Это тоже способ обмануть зрителя, добавить элемент неожиданности в размеренное повествование.
Во сне или в воображении героя может происходить всё, что угодно, что на данный момент выгодно автору. Эти сцены могут быть тизером (заманухой) в самом начале фильма, либо вплетены в сюжет с целью встряхнуть зрителя или продемонстрировать мысли / состояние героя.
Оформить этот приём можно двумя способами:
1) В нужный момент пишете крупно: ВООБРАЖЕНИЕ ГЕРОЯ и в конце КОНЕЦ ВООБРАЖЕНИЯ ГЕРОЯ.
2) Чтобы придать тексту некоторую достоверность, обмануть читателя, не указывайте что это воображение героя. Пишите так, как это выглядело бы на экране, просто в описательной части, когда в итоге герой всё так же лежит на земле, упомяните, что это ему представилось. Редактор сделает нужные пометки, но цель будет достигнута.
Если воображение героя используется не разово, а регулярно, то каждый раз необходимо писать ВООБРАЖЕНИЕ ГЕРОЯ. Это необходимо для того, чтобы режиссёр применил какой-нибудь творческий приём для выделения этих фрагментов сюжета.
Если с оформлением пункта №1 всё ясно-понятно, то пункт №2 нуждается в примерах. Примеры из реализованного и нереализованного сценариев:
ТИЗЕР. 16.1. ПАВ. ОТДЕЛ (РИНГ) – НОЧЬ. ДЕНЬ-1
ФЕЛИКС, МОРОЗОВ, ЛОРА
Жёсткий допрос в лучших голливудских традициях. Лора связана, точнее, привязана к стулу, сидит в центре ринга, в ослепительно белом свете мощной лампы. В большом, гулком помещении кромешная темнота. Откуда-то доносятся резкие, как выстрелы вопросы Морозова и Феликс.
ФЕЛИКС С кем ты встречалась накануне?
ЛОРА Я... Я была на работе...
МОРОЗОВ Это мужчина? Сколько ему лет? 30? 40? Отвечай!
ЛОРА Я... Я не помню...
ФЕЛИКС Как его зовут? Имя! Имя!
ЛОРА Я... Я не знаю... Отпустите меня... Я ничего не понимаю... Пожалуйста...
У Лоры спутано сознание, она вертит головой, но видит перед собой лишь зеркало, а в зеркале - себя, уставшую, замученную, несчастную. Перед глазами Лоры появляется рука Феликс с тюбиком красной губной помады.
ПРИМЕЧАНИЕ: В серии используется одинаковая губная помада во всех сценах. Тюбик должен быть легко узнаваемым, чтобы зритель понял, что используется один и тот же сорт губной помады.
ФЕЛИКС Что это?
ЛОРА Помада...
МОРОЗОВ Откуда она у тебя?
ЛОРА Не знаю... купила...
ФЕЛИКС Где ты ее носила?
ЛОРА В сумочке...
МОРОЗОВ При тебе не было сумочки!
ЛОРА Тогда в кармане...
ФЕЛИКС Ложь!
Хлёсткий удар по щеке. Лора вздрагивает всем телом. Появляются руки Феликс, она грубо раскрашивает губы Лоры.
ФЕЛИКС Это не твой цвет!
Феликс хватает Лору за волосы, оттягивает ее голову назад, рисует помадой мишень на ее лбу. Феликс дёргает Лору за волосы, тычет ее лицом в зеркало так, чтобы Лора видела свое лицо с мишенью на лбу.
ФЕЛИКС Где Алмаз?
МОРОЗОВ Как давно тебя перевербовали?
ФЕЛИКС Сколько они тебе заплатили? Отвечай! Отвечай!
Хлесткий удар по щеке. Лора дергается в безуспешной попытке освободиться, кричит, плачет.
ЛОРА Нет... Я не знаю... Не помню... Я...
МОРОЗОВ Ложь!
Снова удары по щекам. В свете лампы появляется рука Морозова с пистолетом. Феликс дергает Лору за волосы, поднимая ее лицо навстречу пистолету. Ствол пистолета нацелен прямо в мишень на лбу Лоры.
МОРОЗОВ Ты ответишь за срыв операции... Ты ответишь за всё...
ЛОРА Не-еет!...
Выстрел.
ТИТР: СТЕРВЫ
16.2 ИНТ. КВАРТИРА ЛОРЫ (СПАЛЬНЯ) – УТРО-ДЕНЬ-1
ЗАХАР, ЛОРА
ЛОРА Не-еет!
Лора просыпается от собственного крика, вскакивает на кровати, забивается в угол, испуганно оглядывается по сторонам. Оглядевшись, она понимает, что находится дома. Она переводит дыхание, вытирает пот со лба, поправляет волосы. В комнату заходит Захар с зубной щеткой во рту.
ЗАХАР Мам, ты меня звала?
…..
ИНТ. ГОСТИНАЯ - ВЕЧЕР
Полина сидит у камина, ворошит кочергой угли. Тихо тикают ходики, комната освещена свечами. Полковник суетится на кухне, на столе стоят чистые тарелки и приборы. Полковник вносит большую тарелку с приготовленной рыбой и кастрюлю дымящейся картошки.
ПОЛИНА Пахнет вкусно.
ПОЛКОВНИК Накопал немного картошки на огороде.
Полковник снова уходит на кухню и возвращается с графином, наполненным чем-то тёмно-красным.
ПОЛИНА Можно садиться?
ПОЛКОВНИК Подожди ещё немного.
Полковник уходит по лестнице на второй этаж. Слышно, как он там что-то ворочает, переставляет, чем-то гремит. Полина внимательно смотрит на лестницу, слышит, как Полковник проходит в дальнюю часть второго этажа, откладывает кочергу и быстро идёт к чёрной сумке и рюкзаку, которые по-прежнему стоят у двери.
Полина присаживается у рюкзака, быстро открывает его. Рюкзак заполнен какими-то проводами, железками, в боковых карманах она находит россыпи пистолетных и автоматных патронов. Полина быстро закрывает рюкзак, оглядывается на лестницу. Полковник всё ещё возится на втором этаже. Полина смотрит на чёрную спортивную сумку. Быстро присаживается возле неё, раскрывает молнию, стараясь не шуметь.
Полина распахивает сумку. Сумка набита пачками стодолларовых купюр. Сверху лежат два пистолета - Стечкин и пистолет Макарова с запасными обоймами. Полина достаёт Стечкин, проверяет магазин - он полон. Защёлкивает магазин обратно, передёргивает затвор, настороженно оглядывается на лестницу. Полковник ещё раз что-то передвигает наверху и на некотрое время затихает.
Полина снимает пистолет с предохранителя, взводит курок. Она встаёт, не отрывая взгляда от лестницы проходит к столу, садится. Пистолет кладёт на сиденье соседнего стула, сжимает рукоять, указательный палец лежит на спусковом крючке. Второй рукой она накидывает поверх пистолета кухонное полотенце.
Полина сидит, она напряжена как пружина, не моргая смотрит на лестницу. На втором этаже раздаются шаги Полковника. Шаги приближаются к лестнице. Полина почти не дышит.
На лестнице показываются ноги Полковника, потом его пояс, затем он выходит полностью. Полина в недоумении хмурит брови.
В руках Полковник держит старенький поднос. На подносе квадратом разложены десяток галет, на каждой галете горят по три коротких церковных свечки. Полина нервно поправляет волосы.
ПОЛИНА Что это?
ПОЛКОВНИК Праздничный торт. С Днём рождения, Полина!
ПОЛИНА Что? Какой День рождения?
ПОЛКОВНИК Твой. Если верить документам, то сегодня тебе исполнилось 30 лет.
Полковник проходит к столу и ставит импровизированный торт перед Полиной. Полина отпускает рукоять пистолета, а потом и вовсе убирает руку из-под полотенца и снова поправляет волосы. Она в полной растерянности.
ПОЛИНА Я… Я даже не думала… Я забыла….
ПОЛКОВНИК Тут нечего думать. Загадай желание и задуй свечи.
Полина смотрит на улыбающегося Полковника, потом на «торт» со свечами. Полина закрывает глаза, некотрое время сидит, о чём-то сосредоточенно думая, затем открывает глаза и смотрит на плящущие огоньки свечных обрезков. Она пробует глубоко вздохнуть, но у неё не получается. Пробует ещё раз, но что-то мешает ей. Из её глаз текут слёзы, она едва сдерживает рыдания. Полина начинает быстро дышать верхним дыханием, затем пробует вздохнуть глубоко и снова у неё не получается.
Полковник подходит к ней, встаёт рядом, нежно, по отечески гладит её по голове.
ПОЛКОВНИК Давай ещё разок, иначе свечи догорят и твоё желание не исполнится.
Полину словно что-то отпускает, она набирает полные лёгкие воздуха и задувает все свечи одним разом. Полковник ещё раз проводит ладонью по её волосам.
ПОЛКОВНИК Ну вот и хорошо. Вот и молодец.
Полковник отходит от неё и садится на своё место. Полина берёт кухонное полотенце с соседнего стула, вытирает слёзы, высмаркивается. Хочет положить полотенце обратно, но замечает пистолет. Пару секунд смотрит на него, затем аккуратно прикрывает его полотенцем.
Полковник садится за стол, наполняет два разных по форме бокала тёмно-красной жидкостью из графина, один бокал ставит перед Полиной.
Полина берёт бокал, нюхает жидкость, смотрит на Полковника. Полковник улыбается.
ПОЛКОВНИК Спирт, вода и брусничное варенье. (поднимает бокал) С Днём рождения, Полина!
Они чокаются, выпивают, накладывают еду в тарелки, закусывают.
ПОЛИНА Вкусно.
ПОЛКОВНИК Что ты загадала?
Полина перестаёт есть, смотрит в тарелку, слегка пожимает плечами.
ПОЛИНА Быть счастливой, как в детстве.
ПОЛКОВНИК А что было в твоём детстве?
ПОЛИНА В моём детстве был папа - командир отряда СОБР. Он был сильным и колючим, вечно небритым. Он умер, не дожив неделю до моих золотых лейтенантских погон, которые мне вручили вместе с красным дипломом в Академии МВД.
ПОЛКОВНИК Погиб? На Кавказе?
ПОЛИНА В Дагестане. Вместе со своим отрядом. Они сопровождали захваченных боевиков, когда под их машинами взорвались фугасы.
ПОЛКОВНИК Похоронили?
ПОЛИНА В некотором смысле. После взрыва было невозможно опознать где чьи останки, поэтому мы с мамой просто подписали все бумаги и похоронили пустой гроб.
Полина залпом выпивает остаток спирта в бокале, Полковник тоже выпивает, снова разливает импровизированный коктейль по бокалам.
ПОЛКОВНИК А что с мамой?
ПОЛИНА Она тоже. Была…
Полковник откладывает вилку, откидывается на спинку стула, внимательно смотрит на Полину, отпивает спирт из бокала.
ПОЛИНА Красивая, изящная женщина, она свободно говорила на трех языках и мечтала жить в Париже. Она водила меня на танцы и очень расстроилась, когда я, пятиклашка, сломала ногой челюсть десятикласснику, который щупал моих подруг в гардеробе. Мама поняла, что танцор из меня не получится, и разрешила мне ходить, куда я хочу.
ПОЛКОВНИК Куда же ты хотела ходить?
ПОЛИНА А я хотела ходить на карате, джиу-джитсу, самбо, но все равно мама каждый вечер заставляла меня учить языки, вдалбливая в мою окаянную голову английские неправильные глаголы и испанские артикли.
ПОЛКОВНИК Где сейчас твоя мама?
ПОЛИНА А еще в моем детстве был дядя Саша. Лучший друг отца. Он часто у нас бывал и каждый раз приносил мне подарки. Он был весел, ходил в пиджаке и никогда не говорил мне, где он работает. После смерти папы он забрал у меня маму.
ПОЛКОВНИК Не понял. Что ты имеешь в виду?
ПОЛИНА Они женились, и мама теперь постоянно живёт в Барселоне, в доме, который построил Гауди.
ПОЛКОВНИК А этот… Дядя Саша?
ПОЛИНА После свадьбы дядя Саша сделал мне последний подарок – меня включили в отряд СОБР. Дядя Саша исчез на пару лет, потом появился снова, и меня назначили командиром отряда на время операции по задержанию террористов во главе с военным преступником по кличке Полковник.
Оглушительная тишина, нарушаемая лишь мерным тиканием ходиков. Ходики тикают всё громче и громче, пока их тиканье не превращается в разрывающий уши набат.
Полина отводит глаза от тарелки с недоеденной рыбой, переводит взгляд на полотенце на соседнем стуле. Под полотенцем видны очертания пистолета.
Левая ладонь Полины сжимается в кулак. Правая рука сдвигается в сторону пистолета. Оглушительное тиканье ходиков становится нестерпимым.
Полина сдёргивает полотенце, хватает пистолет и с диким воплем стреляет в Полковника. Тело Полковника дёргается от разрывающих его плоть свинцовых пуль, брызги крови летят на лицо Полины, кровавая пелена застилает её глаза, а Полина всё жмёт и жмёт на спусковой крючок без промаха отправляя все 15 пуль в ненавистного ей террориста.
Внезапно всё стихает. Абсолютная тишина вновь наполняет комнату вместе с пороховыми газами и кровью. Полина смотрит на растерзанное тело Полковника и не может понять, что произошло.
Тихо звякает вилка и от этого звука Полина сбрасывает с себя марево наваждения. Она всё так же сидит, уставившись в тарелку, всё так же тихонько тикают ходики, а напротив - живой и невредимый Полковник, который как ни в чём не бывало поднимает бокал.
ПОЛКОВНИК Знаешь что, давай не будем о грустном. У нас праздник и у меня для тебя есть сюрприз. Но сначала выпьем. Не чокаясь.
…..
Удачи!