Сложно было назвать эту статью, но бывают такие режиссеры, писатели, артисты, поэты с которыми ты как-то сродняешься. Они делают что-то такое, что прочно с тобой связывается и становится неразделимым.
Сергей Соловьев снял много фильмов и многих из них стали не просто известными, а культовыми. И как раз именно о культовых фильмах говорили в основном в эти дни. А, на мой взгляд, самые лучшие фильмы Сергея Александровича остались в тени. Так бывает, что сходятся звезды и собираются нужные люди - актеры, режиссеры и композиторы, сценаристы и получается шедевр. Этот шедевр можно потом пытаться повторить, а не получится. Уже не то, уже не те звезды на небе... Так снимал Эльдар Рязанов на сценарии Эмиля Брагинского и получались шедевры. А потом, в 1990-х и трудно что-то вспомнить. Так, на мой взгляд, было и с Сергеем Соловьевым, когда в 1970-х годах вышли несколько самых замечательных его фильмов. Я не буду говорить про все фильмы, а скажу только про те, которые мне стали очень близкими.
СТО ДНЕЙ ПОСЛЕ ДЕТСТВА
Лиричный, легкий, плывущий как кораблик фильм. Этот фильм переносит нас в какую-то далекую и неведомую страну. Ту страну, которой нет и никогда не будет - детство, первая любовь. В этом фильме сложилось многое - музыка Исаака Шварца, поэзия, юность персонажей, и пламенный задор авторов.
Посмотрев этот фильм раз - хочется его еще раз и еще раз пересмотреть. А когда смотришь этот фильм, то хочется, чтобы он не заканчивался. Время нельзя остановить - мы взрослеем, стареем, умираем. Мы женимся и разводимся, и делаем массу глупостей, но вот что-то такое чистое, юное остается - и этот фильм, как раз из той части нашей души, где осталась эта частичка нашей первой любви.
Фильм начинается с музыки Исаака Шварца и она создает сразу нужную атмосферу, как и простые кадры открытого окна и лета. В этом фильме все играет какую-то роль. Какой-то странный пионерский лагерь под названием "Лесной остров", который расположен в какой-то усадьбе... Природа, берег реки, листва деревьев, цветы. И поэзия - Лермонтов. И такие замечательные лица ребят. Чистые, красивые, одухотворенные.
Наверное это один из лучших фильмов нашего кино. Фильм, как нечто сокровенное, искреннее, что Сергей Соловьев подарил всем нам на долгие годы.
А через год, в 1976-м, был другой фильм.
МЕЛОДИИ БЕЛОЙ НОЧИ
Об этом фильме говорит уже само его название. Этот фильм сам, как одна мелодия, которая звучит в белой ночи в Питере. Это фильм уже не о юности... хотя, может, все о том же... о любви, и быть может о первой любви. И опять, в начале фильма звучит музыка Исаака Шварца. Герой в исполнении Юрия Соломина едет в машине по японскому городу... идет текст от лица героя и мы сразу переносимся в этот мир грусти, любви и несбывшегося...
Они встретились в Ленинграде и там, возможно, были их самые лучшие дни и ночи в жизни... дни наполненные музыкой, поэзией, счастьем, пониманием... Но она японка и должна вернуться на Родину, а он остается.
И этот фильм так же можно пересматривать раз за разом, и так же жалеть, что он кончится. Фильм - поэма, признание в любви... Фильм - музыкальная повесть о любви.
Оба фильма практически без сюжета. Длинные кадры, кажется что иногда нет действия - то показывают цветы, природа, то море, то кадры Ленинграда. Да и действия практически нет - нет ничего накрученного, нет экшена. Сейчас бы такое и снимать бы не стали, так как не знали бы как это вообще можно снять. А тогда снимали, и Сергей Соловьев сделал шедевры. Сделал такие фильмы, которые говорят о любви, о любви чистой, истинной, великой любви.
Посмотрите эти фильмы. Жизнь проходит, и ничего не сделать с этим. К сожалению, и Сергея Соловьева уже нет с нами! Увы! Увы! Светлая память! Но мелодика его фильмов будет, и будет отзываться в душах людей и это подаренное им нам будет жить и дальше уже в нас...
Дмитрий Ластов
Посмотрите ещё:
4-й Московский кинофестиваль в Москве в 1965-м году. Звёзды мирового кино в Москве. Фотографии.
Крепкий творческий тандем Сергея Герасимова и Тамары Макаровой в жизни советского кинематографа
Александр Алов и его плодотворное сотрудничество с Владимиром Наумовым
3 неожиданных факта о киноленте «Тихий Дон»
Создатель культового кинофильма «Семнадцать мгновений весны» Татьяна Лиознова
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ
СМОТРИТЕ ДРУГИЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И КОММЕНТИРУЙТЕ НАШИ ПОСТЫ, ДЕЛАЙТЕ ПЕРЕПОСТЫ, ПИШИТЕ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ И ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ - ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС