В 1962 году известный американский писатель-фантаст Клиффорд Саймак написал свой 7-й по счету роман, который оказался не просто прекрасным, но еще во многом и пророческим. Это произведение можно классифицировать как роман-предупреждение и он рассказывает о том, что может случиться с человечеством, если оно не будет внимательным.
Клиффорд Саймак – это писатель от Бога. За свою долгую жизнь (1904-1988 гг.) он создал почти 30 романов, почти 20 повестей и написал более полутора сотен рассказов. Правда, далеко не все из его наследия я прочитал, но с самым лучшим, пожалуй, ознакомился, причем очень хорошо.
Первые произведения, которые попали в поле моего зрения, были роман «Почти как люди» и рассказы «Денежное дерево» и «Разведка». Эти вещи меня просто убили тогда, в начале 70-х, настолько не в бровь а в глаз все в них было изложено. Позже я прочитал романы «Заповедник гоблинов» и «Город» - первый меня не очень вдохновил, но «Город» стал настольной книгой и по сей день. Такого проникновенного произведения я не читал ни у одного из известных мне писателей.
Я помню время, когда я читал роман «Почти как люди» - это было зимой 1972-1973 гг., я тогда был еще школьником, и родители мне не разрешали читать фантастику, хотели чтобы я лучше учил уроки. Но я, естественно, уроки не учил, а читал именно фантастику. И когда мне попался в руки 18-й том «Библиотеки современной фантастики», я не мог никаких уроков учить, пока не прочитал весь роман.
Естественно, я прочитал и три рассказа, которые были в той книге после романа, но они меня не впечатлили – слишком разный вес был у этих произведений в отношении «Почти как люди». Рассказы представляли собой чистую фантастику, тогда как роман был скорее детективным, причем таким крутым, что его не портила даже фантастическая идея.
И на самом деле – я читал заведомо фантастический роман так, как не читал даже «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла, который тогда мне тоже очень нравился. Я прочитал его запоем за один вечер, благо он был не такой толстый, и впоследствии перечитывал его, как только книга снова и снова попадала мне в руки. К слову сказать, в СССР роман был издан только один раз – в 1970-м году, ну, не считая более позднего издания 1990 года.
И это очень странно, потому что некоторые другие романы писателя в 70-х – начале 80-х выпускались минимум по два раза.
А «Почти как люди» получились на голову выше любого, по моему разумению, романа Саймака, за исключением, конечно, «Города», но речь о нем будет идти в другой моей статье.
В общем, целых 20 лет эта книга существовала только в количестве 215 тысяч экземпляров, тем более что в библиотеках ее было не найти, да и на книжных «тучах» она появлялась очень редко. А если и появлялась, то за зачитанный том просили не менее 15 полновесных рублей.
Таким образом именно «Почти как люди» привили мне вкус к двум жанрам сразу – к фантастике и к детективу. Не следует забывать, что в те годы я только-только переходил с детских книг на более взрослые, а «Почти как люди» - сочинение соврем не детское. И оно произвело на меня впечатление на всю жизнь. Впрочем, это я уже повторяюсь.
Итак, сюжет романа, написанного Клиффордом Саймаком в 1962 году (вполне зрелым писателем уже он тогда был) заключается в следующем. Герой романа – молодой репортер городской газеты Паркер Грейвс, совсем не любитель хорошенько выпить, конечно же, обнаруживает, что вокруг него начинается какое-то странное движение. Он видит какие-то странные черные шары, скачущие по ночным улицам и ныкающиеся по углам, которые, при ближайшем с ними знакомстве легко превращаются в деньги, в вещи, и даже в людей.
Впоследствии оказывается, что шары – это инопланетяне, которые хотят захватить Землю, просто скупив ее по частям у людей, но используя для этого фальшивые деньги. Все происходит в такой тайне, что люди ни о чем не догадываются, но обо всем, затеяв опасное расследование, догадывается сам Грейвс. В этом ему помогает возникший в каком-то месте повествования говорящий пес – представитель другой цивилизации, враждебной черным шарам. И он показывает способ, каким можно спасти Землю.
Оказывается, Земля нужна шарам для того, чтобы ее продать еще одной галактической цивилизации, специализирующейся на производстве самых разных запахов. Шары – страшные гурманы, и когда им попадается специфический запах, они забывают про все на свете. И на Земле такой запах имеется – это газы, выделяемые земным животным скунсом (американцы его называют «вонючкой»).
В общем, пройдя через серию всяких приключений, часто очень опасных, Грейвс помощью своей подруги Джойс Кейн и друга-биолога Кэрлтона Стирлинга (которого шары убивают, покушаясь одновременно и на Грейвса) скупают на ферме большую партию скунсов и выпускают их в городе. Естественно, скунсы, очутившись в пугающей их обстановке, начинают в0нять, и со всех концов Земли в мгновение ока начинают стекаться миллионы, миллиарды, а, может даже, и триллионы шаров.
Роман заканчивается почти философски.
«…Я пошел к окну, чтобы выглянуть наружу. Там, к северу, освещенная батареями прожекторов, вздымалась гора, к этому моменту уже значительно поднявшаяся над линией горизонта и продолжавшая непрерывно расти.
Гэвин подошел к окну и стал рядом со мной.
- Вашингтон считает, - сказал он, - что следует эвакуировать жителей и сбросить на эту гору водородную бомбу. Только что пришла телеграмма. Подождут, пока не перестанет расти гора, и пошлют сюда бомбардировщик.
- А какой в этом смысл? - спросил я. - Ведь они нам уже ничем не угрожают. Они были опасны только тогда, когда мы о них ничего не знали».
Забыл сказать, что попутно роман можно рассматривать как легкую любовную историю, потому что в самом конце романа главные герои Паркер Грейвс и Джойс Кейн начинают целоваться, собираясь вступить в более серьезные, возможно, семейные отношения. Так что произведение заканчивается полным хэппи-эндом во всех отношениях.
Итак, книга эта получилась, но это было не просто одно из фантастических произведений тех лет. Это было произведение знаковое, может даже культовое. И потому хочу завершить свою тираду заключением одного из самых профессиональных критиков мировой фантастики, скрывающегося под псевдонимом «Литературный Алхимик», который изрек такие слова:
«В ожерелье блестящих образцов гуманистической фантастики замечательного американского писателя Клиффорда Саймака есть настоящий бриллиант - роман «Почти как люди». Как роман того же Саймака «Всякая плоть - трава» стал культовым для движения хиппи, так и роман «Почти как люди» сыграл для прогрессивно мыслящей левой американской молодежи 1960-70-х роль близкую к роли романа Чернышевского «Что делать?» для российской молодежи 1860-90-х.»
Я думаю, этим все сказано для того, чтобы показать истинную ценность романа «Почти как люди» для мировой литературы.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Роман Ст. Лема «Расследование» породил творческое мировоззрение «короля ужжасов» Стивена Кинга
«Поход викингов» Жана Оливье – прекрасный исторический роман об открытии Америки 1000 лет назад
Какие книги Джека Лондона и на самом деле гениальны, а какие – просто литературная поденщина?