Нет, я не причисляю себя к любителям животных этой породы. Отношение к ним у меня сформировалось в детстве благодаря Киплингу. Посещая зоопарки, я всегда проходила мимо клеток и вольеров с персонажами по имени "Табаки".
И надо же было такому случиться, что именно шакал был первым животным, которого я увидела по прилету в страну, где живу последние семь с половиной лет.
Игорь, знакомый, вез нас с мужем из аэропорта Бургаса в село, где мы приобрели домик для спокойной и размеренной пенсионной жизни. Был март месяц, в Москве ещё лежал снег, а вдоль дороги свежевспаханные поля перемежались с нежной зеленью озимых. Я крутила головой, всё было непривычно интересно.
Вдруг впереди увидела зверёныша со среднюю собаку, с зади у него был куций хвост и уши, предательски выдающие в нем "Табаки". Игорь притормозил и пояснил:"Детёныш, потерялся, наверное". Зверёныш испуганно перебежал через дорогу и исчез в придорожном кустарнике.
Потом было много вечеров каждый год, когда глядя на звездное небо, слушала шакальи песни. Совсем не страшные, порой даже мелодичные. Они то отдаляются, то приближаются.
Откуда-то, наверное, из сказок, которые так любила читать в детстве, знала, что где виноградники, там шакалы. Принимала их как неотъемлемую часть нашей сельской жизни.
И вдруг этой осенью я поняла, что чего-то не хватает. Лая соседских собак и плача шакалов. Не то, чтобы этот вопрос меня сильно мучал по ночам, но при случае я не преминула спросить об этом у мужчин-болгар, когда речь зашла про охоту (Моя Болгария: славянская традиция с языческими корнями, в которой мы регулярно принимаем участие).
Причина оказалась банальной и горестной одновременно. Шакалам стало нечего есть - исчезли зайцы. Оказалось, что в этом сезоне в нашем регионе даже охоту на зайцев запретили, чего не было в прошлые годы. (Как я чуть зайца не поймала, в Болгарии иногда и герлыга (посох овчара) "стреляет").
Тут в разговор вступили ещё двое мужчин, работающих в винпроме "Славянцы". Рассказали грустную историю про то, как при механизированной обработке виноградников разоряются заячьи гнезда. А удобрения, пестициды... Всё это не идет на пользу фауне.
Частник, обрабатывая свой виноградник, не использует в таких количествах химию, да и землю чаще всего пашет лошадью. Но винпром постепенно скупает земли у населения вокруг нашего села. С утра и до позднего вечера слышен шум техники. Расчищаются всё новые и новые участки.
Пять лет назад засадили лозами рапсовое поле и у соседки пчелы стали меньше собирать меда. Зачистили нашу с мужем любимую опушку сосняка и пропали рыжики.
А теперь и шакалы ушли... Грустно.
Я рассказываю о жизни семьи пенсионеров в болгарском селе. Добро пожаловать на мой канал: