Нельзя пройти мимо ещё одного Губа-Хачмазского региона. Сегодня Шабранский район и одноимённый город назывался Дивичи. Ниже будет дано описание этих переименований. Регион этот имеет интересную историю, вызывающую много споров. Надеюсь, что не только специалистов заинтересует Шабран, или Дивичи, как назывался город раньше. В 2019 году территория город Шабран был объявлен Государственным историко-культурным заповедником. Развалины древнего города в этом месте принимали за Гюлистан-Ирам. Но Бакиханов развалины вблизи села Шахназарли определил как средневековый город Шабран.
Горная часть характеризуется холодным и влажным климатом. Низменности и предгорье имеют умеренно-жаркий, субтропический климатический тип.
Шабран, являясь исторической областью и одноимённым средневековым городом (5-18 в.в.), дал и название современному району в Самур-Дивичинской низменности. Современный Шабран с конца 18 века до 2010 г. назывался Дивичи. Но обо всём по порядку. Как историческая область Шабран был и частью области Маскут, или Страна Массагетов (ираноязычное племя, по мнению многих историков, скифское). Есть мнение среди историков, что Шабран и Маскат первоначально принадлежали лезгинским княжествам, пока не перешли под власть Ширваншахов.
Древний город-крепость Шабран, давший название и современному городу, был основан в 5-7 в.в. Как уже говорилось выше, в этот период (до 9 в.) эта область принадлежала эмирам Лакз(охватывало территорию современных Южного Дагестана и Северного Азербайджана). А уже в 9-10 в.в. стал крупным политико-административный, торгово-ремесленным и культурным центром государства Ширваншахов. Здесь находилась семейная усыпальница Ширваншахов с 11 века. В середине 13 в. город был частично разрушен монгольским нашествием. Однако позже он восстановил своё былое значение. К 18 веку Шабран окончательно был разрушен. Причиной были и османо-сефевидские войны, и разрушительное землетрясение. Население города постепенно переселилось в один из караван-сараев, принадлежащих Шабрану, вокруг которого впоследствии возник город Дивичи(переименованный в 2010 году в Шабран). В период присоединения азербайджанских земель к Российской империи этот район являлся Дивичинским участком Кубинского уезда Бакинской губернии.
Дивичинский район в советском Азербайджане был образован в 1930 г., в 1956 г. к Дивичинскому району была присоединена часть территории упразднённого Хизинского района, а в 1959 г. присоединён Сиазаньский район. Город Дивичи получил статус в 1961 г. Дивичинский район был упразднён в 1963 г., а территория передана Апшеронскому району, в 1965 г. восстановлен. Наконец в 1992 г. из состава Дивичинского района выделен Сиазаньский район. В 2010 г. Дивичинский район и город Дивичи переименованы в Шабранский и соответственно в Шабран.
Согласно словарю топонимов Азербайджана, этимология наименования Шабран связана с именем тюркского племени Савиры, или Сабиры. Есть и непопулярная, вернее неподтверждённая, версия, которая относит основание города к Сасанидскому шаху Шапуру I и соответственно название происходит от пехлевийского Шапуран. Хотя упоминается также и другой Сасанидский правитель Хосров Ануширван. В античной литературе у Птолемея говорится о племенах "шапотрен", чьё название могло быть основой для наименования города. Некоторые исследователи относят топоним к иранскому "шаб" (темнота) и "ран" (место). В грузинских хрониках 12 века город упоминается как Шабуран.
Этимологии позднего названия Дивичи(или Девечи) означает "верблюдовод" в переводе с азербайджанского. Объяснение этому простое, т.к. эта область находилась на перекрестке торговых караванных путей, и в прошлом его местное население занималось верблюдоводством.
Материальное наследие Шабран делит с соседними районами Губа-Хачмазского региона. Это прежде всего объявленная заповедником крепость Чыраг-кала, Гильгичайская стена, о которых говорилось в предыдущих публикациях о Сиазани и Хызы. В количественном плане объектов немного, но они отличается масштабностью, и таким образом компенсируют качеством количество. И прежде всего это сам древний город Шабран. Кроме того этот район очень привлекателен для любителей природы и здорового образа жизни. Об этом будет возможность ознакомиться ниже.
Крепость X в., разрушенная в 13 в. во время монгольского нашествия.
Грязевой вулкан "Гайнарча", означающий в переводе с азербайджанского «кипящий вулкан», находится близ селения Галаалты. Грязь этого вулкана обладает целебными свойствами, которые эффективно лечат многие болезни суставов и кожи.
Село Нохурлар (означает «озера») и его окрестности насчитывает 17 горных озер.
"Скала горных козлов" («Кечи гайысы») находится в туристической зоне Заглы-Зейвя. Название связано с обитающими здесь горными козлами. Здесь находятся сероводородные источники. Они помогают вылечить заболевания различного характера.
Курорт Галаалты относят как к Шабрану, так и к Сиазани. Подробнее о санатории в линке под фото.
Поступила информация от одного из Читателей ленты о предыстории курорта, с чем хотелось бы поделиться. "В начале 60-х там был неформальный курорт в летнее время, врач уроженец местного села, организовывал там лечение, люди приезжали самостоятельно жили в палатках. С соседнего нефтепромысла подавался газ для нагрева воды. Потом Сиазаньнефть организовало там профилакторий который и стал курортом в 70-е"(laksandr1952).
Село Пирябядил, расположенное на высоте 2000 метров над уровнем моря, названо в честь сирийского шейха Пир Бядала, который приехал из Сирии для проповедования ислама.
Название села также отразилось и в ковроткачестве Азербайджана. Известен регион и своими Пирябядильскыми коврами. Немного истории об этом виде ковра. Местные мастерицы называют эти ковры "Урусййиет", то есть "Россия", и у этого названия своя история. "Герат", ковровый узор стали называть "Россией" после того, как в 1913 году работа местной мастерицы Мунаввар Эфендиевой прославила на тот период Девечи на выставке в Санкт-Петербурге. Пусть не смущает название узора, т.к. "Герат Пирябядил" - это местная интерпретация ковров города Герат в Афганистане. Однако он значительно отличается от афганского.
Клуб охотников "Лиман". Он представляет собой три озера, вокруг которого растут камыши. В осенний и зимний период здесь начинается сезон для охотников. Тут разрешают поохотиться на уток, гусей и другую дичь.
Село Чинарлар
Храм Грегорианской (Армянской) Апостольской церкви (предположительно 19в.в.) в селе Кильвар (рядом с селом Зейвя). В этом селе жили армяне до Карабахской войны. По утверждению автора статьи на сайте "Армянский Музей Москвы", ираноговорящие армяне, или армяне-таты, персо-армяне и т.д.(по разному в разное время называли). Информацию об этом подтверждают местные жители региона. Армяне-таты были двуязычны, говорили на татском и тюркском (азербайджанском) языках. С этим и связана информация в интернете (вызвавшая обвинения) о церкви, принадлежавшей татам-христианам, принявшим Грегорианское течение(на азербайджанском сайте этой статьи больше нет). Так или иначе, ясно одно, что церковь принадлежала армянам, которые были переселены из Ирана в 19 в. Этим и объясняется язык, который стал для них родным и изолированность от проживающих на Южном Кавказе христиан. Татоговорящие армяне помимо села Кильвар проживали в 19-20 в.в. в сёлах Хачмаз и Матраса(или Мадраса).
Дом-музей Мусабековых (аристократический род Мусабековых)
К сожалению, нет никаких сведений о сохранившихся иудейских или христианских памятниках. В источниках говорится, что некогда здесь жили представители всех трёх основных религий и многочисленные этнические группы. Если кто-то может дать точную информацию, будем крайне признательны.
P.S. Как и обещали, по мере поступления новой или свежей информации, делаем добавления в статью. Читатели, поделившись с имеющейся информацией, дали направление дальнейших поисков.