Когда я нахожусь в поиске необычного киношедевра, то обязательно пробегаюсь по таким сообществам, как «Арт-хаус и авторское кино» или «Нерекомендуемое кино».
В один из тихих вечеров, сидя за чашечкой чая, я наткнулась на потрясающий фильм чешского режиссёра Франтишека Антонина Брабеца «Букет» (Kytice), 2000 года.
Экранизация основана на семи рассказах чешского писателя и собирателя фольклора Карела Яромира Эрбена. Он написал их еще в середине 19 века. Изначально баллад в книге было 13.
Режиссёр, а по совместительству оператор Франтишек Брабец, решил выбрать 7 историй, наиболее подходящих и точно заинтересующих зрителя. Среди них: «Букет», «Водяной», «Свадебная рубашка», «Полудница», «Золотая прялка», «Проклятие дочери» и «Сочельник». В фильме их символизируют семь свечей. Каждый раз, как заканчивается история, гаснет одна свеча.
Это старые народные предания, в которых, как нельзя лучше рассказано обо всех людских пороках: зависти, ревности, непослушании, эгоизме и др.. Можно вынести в кавычки основные фабулы: «Будь осторожен с желаниями», «Следи за тем, что говоришь», «Слушайся родителей» (ну, хоть иногда), «Не рой другому яму».
Тема любви и смерти осязаемо проходит через все семь историй.
Актеры буквально прожили на экране свои роли.
Интересный факт: роль мифологического персонажа — Полудницы (Полуденницы), что забирает с собой души маленьких детей, сыграл мужчина, актёр Болек Поливка.
Режиссёр нарочито изобразил некоторых героев в гротескном образе. Это помогло зрителю лучше прочувствовать их характеры.
Женские персонажи из историй про Водяного, свадебную рубашку и золотую прялку являются олицетворением красоты, изящества и невинности.
Есть много схожего в образах героев с персонажами других славянских сказок. Немало аналогий можно провести и с гоголевскими «Вием» и «Вечерами на хуторе близ Диканьки».
Франтишек Брабец также применил к своему фильму, так называемый, «бродячий сюжет».
Это популярный приём, используемый в сказках. Бродячий сюжет – это сюжет, перемещающийся из одной страны в другую, а в нашем случае, из одной истории в другую. Связующим звеном в перемещении служат сами актеры, которые либо просто идут по дороге, либо танцуют, играют на инструментах, поют и веселятся. Подобное режиссерское решение мы можем наблюдать в кинокартине «8 с половиной» Федерико Феллини или «Седьмая печать» Ингмара Бергмана.
В повествовании успели охватить все четыре времени года. Зрителя словно ведут за руку по самым удивительным местам.
Мы видим первые весенние цветы, затем переносимся в лето, встречаем золотую осень и, наконец, всё заканчивается в зимние праздники.
Природа в фильме чарующе-прекрасна, но вместе с тем носит оттенок лёгкой грусти.
Чудесный мир, который нам открывается, всё больше наполняется мистицизмом, за счёт некоторых зловещих сюжетов, музыки и пейзажей.
Композиторами в фильме выступили Жан Ирасек и Антон Попович.
Жан Ирасек после выхода «Букета» удостоился «Чешского льва» (как и режиссер, Франтишек Брабец) — это премия Чешской академии кино и телевидения, главная ежегодная национальная кинопремия Чешской Республики.
Действительно, этнические мотивы придают фильму еще большую сказочность и знакомят нас с богатой культурой народа.
Для наилучшего восприятия данной картины и полного погружения в национальный колорит, советую смотреть её в оригинале, с русскими субтитрами. Весь рассказ и диалоги построены в стихотворной форме, как и в книге признанного короля чешского хоррора — Карела Эрбена. За поэтическим звучанием совсем не замечаешь, что фильм на иностранном языке.
Кинолента получила следующие награды: Camerimage — награда зрительских симпатий (Франтишек Брабец) (2001), Чешские львы — лучшая операторская работа (Франтишек Брабец), лучший постер к фильму, лучшая музыка (Жан Ирасек), лучший звук (2001).
#Кино #искусство #фильм #режиссёр #интересное кино #франтишек брабец
#фильм на вечер #Чехия