Найти тему
Vitaly Koissin

Музей Казанского вертолётного завода

Пока был в командировке на Казанском вертолётном заводе, сходил в местный музей. Он находится за проходной, на территории завода, так что попасть сюда может не всякий. Так что сфотографировал там стенды и экспонаты, которые могут быть интересны широкой публике.

Называется он «Музеем трудовой славы». Эта слава начиналась ещё в 1930 году довольно прозаично, можно сказать во всех смыслах приземлённым образом, далёким от неба и авиации. Потому что сперва предприятие носило название «Завод обозных деталей» №169 и преимущественно изготавливало колёса для телег:

Но уже через два года «пророс первый росток» — завод становится головным по выпуску авиационных лыж. Казалось бы, мелкое, но на самом деле важное дело, поскольку у нас далеко не Африка, и самолётам надо было летать с неподготовленных площадок в том числе и зимой.

Дальше — больше, и уже с 1939 года завод начал выпускать десантные планеры, с 1940 года — крылья для И-153 и детали новых истребителей ЛаГГ-3. Причём не только деревянные детали, но и более сложные металлические.

Во время войны завод выпустил десятую (!) часть всех боевых самолётов, построенных в СССР:

«Коньком» завода в те годы был выпуск знаменитых По-2. Эти простенькие самолёты были очень полезны как транспортные, связные, санитарные. Казанский авиационный завод выпустил их более 11 тысяч!

Внутри музея стоит настоящий По-2! Зал не слишком велик, поэтому с правого борта у него сняты крылья:

-5

Ещё один По-2 (новодельный макет) стоит рядом с музеем на открытом воздухе. Но на территории завода фотографировать запрещено (музей — исключение из этого правила), так что ограничусь фотографией выше.

Интересны предметы, непременно бывшие в каждом конструкторском бюро той эпохи, когда ещё не было ни компьютеров, ни специальных программ для проектирования или расчётов прочности:

Тут же я впервые увидел раскрашенного Ильича! Если цвета взяты с чьей-то памяти, то, получается, «вечно живой» был изрядным стилягой! Какова жилетка, однако!.. :-) А вот раскраска лица, думаю, была выше художественных талантов местного завхоза, так что он не рискнул :)

-7

Любопытная статуэтка маршала Жукова. Тоже никогда такой не видел раньше. По виду довольно старая, ещё советских времён:

-8

Интересны рабочие наброски Михаила Леонтьевича Миля, известного конструктора отечественных вертолётов:

Между прочим, Михаил Леонтьевич неплохо рисовал. Говорят, мог бы стать художником, но страсть к авиации и небу вывела его на стезю авиаконструктора. Вот его зарисовка военной поры: «Политрук Чеботарев, Западный фронт, 2.10.41». Она тоже хранится в этом музее.

-10

Некоторое время после войны завод занимался мирной деятельностью, а именно производством комбайнов:

Но довольно быстро произошёл новый крутой поворот: партия сказала «стране нужны вертолёты» :) Первым был Ми-1, за ним последовали другие модели:

Кстати, несколько ранних моделей вертолётов (Ми-1, Ми-4, Ми-14,..) тоже стоят на площадках рядом с музеем, образуя небольшой авиационный музей под открытым небом. Уже порядком забытый Ми-14 был интересной машиной:

И знаменитый Ми-8, которых на КВЗ построили более 3,5 тысяч:

-14

Недавно пошедший в серию Ми-38:

И, наконец, лёгкий вертолёт «Ансат»:

В одном из уголков музея можно увидеть выставку картин и детских рисунков, на вертолётную тему:

Что ждёт Казанский вертолётный завод в будущем? Возможно, когда-то «партия скажет: ну, ребята, заканчиваем с вертолётами, теперь стране нужны звездолёты» :)

+ + +

Понравилась статья? – Ставьте лайк, берите ссылку к себе в соцсети и подписывайтесь на мой канал! :-) Так Вы не пропустите другие интересные публикации...