Найти тему
Art Witch

Идеальный мир: послевоенное искусство Италии

Оглавление

В тоталитарных государствах искусство всегда встает на службу пропаганды. Потом наступает неизбежное движение реакции. Италия не стала исключением, и после Второй мировой войны все художники резко начали эксперименты с новыми формами, а их основной идеей стал антифашизм и пацифизм. Как итальянские живописцы осмысляли и преобразовывали опыт прошлого в своих картинах?

Лидер Нацистской Германии Адольф Гитлер и глава Национальной фашистской партии Италии Бенито Муссолини.
Лидер Нацистской Германии Адольф Гитлер и глава Национальной фашистской партии Италии Бенито Муссолини.

В 1943 году свергли Бенито Муссолини, а фашистская Германия оккупировала часть территории Италии. Эту дату можно считать началом движения Национального сопротивления, и наиболее прогрессивные художники примкнули к антифашистам. Конечно, культурные процессы замирают в условиях войны: выставки не проводятся, и художники редко пишут полноразмерные произведения, но делают множество набросков и эскизов, стремясь задокументировать происходящие события так же точно, как и на фотопленке. Полевые зарисовки особенно ценны, так как в них фиксация реальных событий всегда дополняется экспрессией – личные переживания художника накладывают свой отпечаток на все, что он создает, а сам живописец становится выразителем идей военного поколения.

После окончания Второй мировой войны итальянская живописная школа разделилась на два направления: в римской школе ориентировались на реалистические традиции, а в миланской – на авангардное искусство.

Все началось с «Герники»

Пабло Пикассо. Герника. 1937 г.
Пабло Пикассо. Герника. 1937 г.

Полотно, ставшее главным произведением войны – «Герника» Пабло Пикассо. Картина как будто разделила мир на «до» и «после», и художники по всему миру были зачарованы ею. Стоит отметить, что автор написал произведение под впечатлением от известия о бомбардировке испанского города немецкими войсками. Это событие произошло под эгидой иностранной помощи, задачей которой было восстановление мира в Испании, терзаемой Гражданской войной. Позже стало очевидно, что истинным смыслом этой операции было расширение влияния гитлеровской Германии и подготовка ко Второй мировой войне.

В «Гернике» Пикассо отошел от реализма, и обратился к аналитическим формам кубизма. Черно-белая цветовая гамма подчеркивает, что война лишает людей радости, а их мир – ярких красок. Такой выбор средств оказался весьма удачным, потому что с помощью разрушенных хаотичных форм живописцу удалось визуализировать хаос в сознании людей, пораженных масштабом жестокости. Деятели искусства много писали и говорили об этом полотне, стремясь выяснить, можно ли в такой форме выразить послевоенные проблемы, или такой распад мира может быть изображен только в военной живописи?

«Новый фронт искусств» в Риме

В этой организации объединились итальянские художники, которые хотели создать новое итальянское искусство. Основная линия в их творчестве была схожа с советской социалистической живописью. Именно поэтому лидер «Нового фронта», Ренато Гуттузо, приезжал в СССР, где была организована его персональная выставка.

Ренато Гуттузо. Буги-вуги в Риме. 1954 г.
Ренато Гуттузо. Буги-вуги в Риме. 1954 г.

Основной мотив творчества Ренато Гуттузо – послевоенная жизнь. Художник не так часто обращался к изображениям потрясений войны, а, наоборот, стремился создать жизнеутверждающее искусство, способное исцелить раны военного поколения. Таким предстает его полотно «Буги-вуги в Риме». Энергичный танец под рок-н-ролл стал символом торжества жизни, которая продолжается наперекор всему. Несмотря на то, что живописец придерживался принципов реалистического искусства, справа на заднем плане можно заметить прямую цитату из картины абстракциониста Пита Мондриана «Буги-вуги на Бродвее».

Пит Мондриан. Буги-вуги на Бродвее. 1943 г.
Пит Мондриан. Буги-вуги на Бродвее. 1943 г.

В это же время в Италии рождается новое направление в кинематографе - неореализм. Многие открытия этого художественного метода взяли на вооружение и живописцы: они отказались от линейной повествовательности, сосредоточили все внимание только на зрительном образе и придали большое значение эмоциональной реакции зрителя.

Армандо Пиццинато. Крестьяне. 1950-е гг.
Армандо Пиццинато. Крестьяне. 1950-е гг.

Живопись Армандо Пиццинато еще более цветная и яркая, чем у Ренато Гуттузо. В картине «Крестьяне» можно найти влияние импрессионизма – он стремится запечатлеть сиюминутное движение жизни. Пасторальная сцена сельских работ передает идею возвращения к природе. Спокойный труд, без бомбежек и сражений, казался почти невозможным до 1945 года, и в послевоенное время в такие идиллические картины невозможно было поверить. Несмотря на всю реалистичность бытовой сцены, такое изображение являлось символом того, как должно быть, а не как есть на самом деле.

Абстракционизм на страже мира

Художники-абстракционисты тоже стремились вернуть людей к жизни после войны, однако выбрали для этого совершенно иной язык. Отказавшись от изображения реальных форм, живописцы сосредоточились на выражении субъективных переживаний с помощью свободных элементов и колористических пятен.

Эмилио Ведова. Протест №6. Из цикла «Протесты». 1953 г.
Эмилио Ведова. Протест №6. Из цикла «Протесты». 1953 г.

Творчество итальянских абстракционистов, как правило, представляет собой нефигуративное и бессюжетное изображение, как, например, в творчестве Эмилио Ведовы. Настоящее значение его произведений всегда раскрывается через заголовок, в котором, как правило, присутствует политическая направленность. В этой работе яркие пятна желтого, красного и зеленого цветов ассоциируются с плакатами на митингах.

Энио Морлотти. L’Adda a Imbersago. 1955 г.
Энио Морлотти. L’Adda a Imbersago. 1955 г.

Эстетическая система Энио Морлотти находилась на стыке реализма и абстракционизма. Используя манеру письма пастозными крупными мазками, художник все равно создает четкую ассоциацию с пейзажным изображением. Интересно, что в пейзаже «L’Adda a Imbersago» он сочетает краски всех четырех времен года, и создает образ всеобъемлющей природы, а не конкретного ландшафта.

Основной задачей реалистического и абстрактного искусства в Италии было создание идеала мирной жизни, который нужно вернуть. Конечно, в сознании простых людей не произошло такого моментального «переключения» с военных трагедий на спокойствие, но живопись давала надежду на возвращение к нормальному ритму.