Найти тему

Президент ЕЕК Вячеслав Кантор: борьбу против расизма, ксенофобии не следует использовать для продвижения антисемитизма

Оглавление

Казалось бы, сама мысль о том, чтобы в движения и идеологии, выступающие против дискриминации и притеснения, проникали те, кто проповедует нетерпимость и дискриминацию в какую-то другую сторону, должна быть абсурдна. На практике, увы, это случается чаще, чем хотелось бы, наверное, самым преданным участникам подобных движений. Вячеслав Моше Кантор как президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) особенно болезненно реагирует на случаи, когда борьбу с расизмом или ненавистью в целом отдельные экстремистски и радикально настроенные силы используют как повод и прикрытие для продвижения своих антисемитских взглядов.

Лозунги лицемерия

В июне 2020 года Вячеслав Кантор от лица всего ЕЕК вынужден был выступить с официальным осуждением антисемитских лозунгов, которые прозвучали на акциях протеста против расизма в Париже. На Площади Революции в столице Франции в ходе акции в поддержку антирасистского движения в США кто-то из участников начал выкрикивать оскорбления в адрес евреев. Это заставило акцию не только моментально получить негативную коннотацию, но и сам Вячеслав Моше Кантор обратился к участникам движения с призывом исключить из своих рядов тех, кто позволяет себе антисемитизм.

Подобные люди, которые знают, что являются участниками марша против расизма и ненависти, при этом кричат призывы к уничтожению евреев, оскорбления и другие антисемитские лозунги, никто иные, как лицемеры, убеждён Вячеслав Моше Кантор. Что особенно тяжело, так это то, что подобные «активисты» по сути сводят на нет и дискредитируют те благие намерения, что имеются у самого движения и большинства его участников. По мнению Кантора, подобные нарушители лишь используют гнев и боль участников движения для собственных целей. Эти люди самими своими действиями показали то, что готовы принести вред общему и важному делу, лишь бы продемонстрировать собственную ненависть, показать истинное лицо, уверен Вячеслав Кантор. Таким образом сами они, в какой бы колонне ни шли, не выступают против ненависти, расизма или притеснения и не являются борцами с чем-либо – они обычные антисемиты, и поэтому, по мнению Моше Кантора, официальным властям необходимо обращаться с ними так же, как и со всеми радикалами и экстремистами, разжигающими ненависть и подстрекающими к насилию.

Сами обвинения и оскорбления в адрес евреев на антирасистских акциях для Вячеслава Кантора абсурдны, ведь евреи – тот народ, который веками подвергался и дискриминации, и притеснениям, и до сих пор испытывает на себе давление ненависти, предрассудков и клеветы. А потому евреи должны и будут поддерживать движения против расизма – движения, которое настолько важно, что ничего от него отвлекать не должно, уверен Кантор. Печаль же вызывает то, что подобные движения, собирающие масштабную поддержку, вместе с тем привлекают и тех, кто желает использовать их силу для продвижения собственных ненавистнических идей и в надежде направить гнев людей в нужном им русле – против евреев и еврейских общин по всему миру.

«Сейчас – не время для раскола, - заявлял Вячеслав Кантор летом прошлого года. - Сегодня нам необходимы единство и солидарность, и каждый, кто пытается отделить и изолировать какую-либо одну общину национального или социального меньшинства, должен быть отстранён от участия в антирасистских митингах, мероприятиях и организациях».

От протестов к ненависти

2020 год в целом стал серьёзным испытанием для разного рода настроений. Вячеслав Моше Кантор по его итогам отмечал серьёзно возросший уровень антисемитизма, а также общее повышение градуса этой ненависти, когда оскорбления становились всё агрессивнее, а теории заговора о замешанности евреев в происхождении вируса и его распространения – всё абсурднее и бесцеремоннее. Эти данные, в частности, подтвердили и эксперты Центра Кантора по исследованию еврейской жизни в Европе, работающего при Тель-Авивском университете. Ежегодно Центр Кантора публикует доклад об уровне антисемитизма в мире, и 2020 год действительно дал немало материала для исследований.

Так, вспыхнувшие с начала пандемии слухи и домыслы, в том числе и злонамеренно распространяемые в информационной среде, о причастности евреев или Израиля к разработке вируса, намеренном заражении или желании нажиться на лекарстве, немного утихли к лету и поднялись с новой силой лишь осенью, когда стали появляться первые вакцины от коронавируса. Однако и в этот промежуток без антисемитизма не обошлось. Как отмечает Вячеслав Кантор и его коллеги, особенно остро разного рода обвинения как против израильтян, так и против евреев в целом, возникли как раз в среде антирасистского движения, начавшегося в США после убийства полицейскими задержанного афроамериканца Джорджа Флойда и известного впоследствии как движение BLM – Black Lives Matter.

-2

По данным Моше Кантора и экспертов из Центра Кантора, евреев во-первых обвиняли в том, что именно они якобы были теми работорговцами, которые привозили афроамериканцев в США, являлись тогда и остаются сейчас теми самыми «привилегированными белыми» - иными словами, даже за недоказанные проступки и преступления предков (информации о работорговле со стороны представителей еврейского народа, к слову, никакой нет) ответственными были назначены все евреи сегодняшнего дня. Кроме того, отмечает Вячеслав Кантор, в адрес евреев посыпались и проверенные годами обвинения в том, что они тесно связаны с правящим классом, захватили все ключевые должности во всех важных структурах и получают выгоду от любого кризиса.

Всё это сильно раскололо афроамериканское сообщество с еврейской общиной, вынужден был констатировать Вячеслав Моше Кантор, при том что еврейская молодёжь и многие еврейские лидеры изначально принимали очень активное участие в движении BLM. Дополнительного напряжения в эти отношения принесло и то, что само движение, начавшись ненасильственно и заручившись широкой поддержкой, постепенно стало более агрессивным как в своих лозунгах, так и в своих действиях. Акты вандализма, ставшие на какое-то время даже привычными в американских городах, отвратило от движения многих из тех, кто поддерживал его изначально. Одновременно с этим, отмечает Моше Кантор, движение BLM объединилось с пропалестинскими акциями и демонстрациями, в результате чего на мероприятиях и протестах стали звучать и антисемитские призывы и лозунги. Тогда же стали появляться и слухи, и дезинформация о том, что американских полицейских жестокости и расизму учат никто иные, как евреи. Речь шла, предполагает Вячеслав Кантор, о новостях о сотрудничестве между полицией США и Израиля, но сотрудничество это было налажено прежде всего в сфере разведки и информирования о террористической активности, никак не в плане инструктажа, как задерживать подозреваемых и уж точно – не в проявлении расизма. Свою лепту внесли и пропалестинские движения, которые тут же стали сравнивать палестинцев с афроамериканцами, тем самым выставляя Израиль в роли белого угнетателя, да и в целом подразумевая, что от действий этого государства страдают и те, и другие. Всё это и положило практически конец той поддержке, что еврейское сообщество оказывало движению. При том что куда разумнее и более ожидаемо было бы обратное, считает Вячеслав Кантор, ведь евреи – та нация, которые более чем испытали на себе давление ненависти и расизма.

Конференция раздора

Однако в 2021 году тема использования антирасистских тем и движений для продвижения антисемитских взглядов вновь стала актуальна, в том числе и для президента ЕЕК. Так, Вячеслав Кантор выступил с целым обращением к государствам мира по поводу 20-летия так называемой Дурбанской конференции – мероприятия, которое сам Кантор назвал «праздником целеустремлённого расизма».

-3

Как напомнил в своём обращении Вячеслав Моше Кантор, конференция эта прошла в 2001 году в Африке – Всемирная конференция по борьбе с расизмом, дискриминацией, ксенофобией и нетерпимостью – причём прошла под эгидой и при непосредственном участии ООН. Сам Моше Кантор подчёркивает этот факт, ведь ООН – одна из самых авторитетных и легитимных организаций на международном уровне, и именно её авторитет собрал за столом участников конференции представителей самых разных стран со всего мира, чтобы обсудить возможность преодоления ненависти – одной из самых серьёзных угроз современного мира. При этом, как отмечает Кантор, ни один еврей на этой конференции не чувствовал себя в безопасности, а потом ещё и ощущал на себе её последствия на протяжении 20 лет. Всё дело в скандале, которым обернулась инициатива приравнять к расизму с действия Израиля против палестинцев, а также сионизм в целом. В результате, как заявил позже Эли Визель, лауреат нобелевской премии мира и переживший Холокост, конференция превратилась в «цирк клеветы».

Еврейский народ как мало какой ещё знает, что такое ксенофобия, ненависть и расизм, убеждён Вячеслав Моше Кантор. Именно Холокост стал крупнейшим по масштабу практическим проявлением этих вещей: когда шесть миллионов представителей одного народа систематически уничтожались на протяжении всего нескольких лет. С этой точки зрения не удивительно, что евреи как жертвы расизма и нетерпимости всегда поддерживают те инициативы, которые способствуют лучшему пониманию этой проблемы и угрозы со стороны человечества, говорит Моше Кантор. Однако в ходе Дурбанской конференции значение Холокоста всячески преуменьшалось со стороны тех стран, где религиозные и этнические меньшинства и сегодня подвергаются преследованиям, а Израиль при этом активно осуждался за геноцид. На параллельно проходящем форуме, который был спонсирован ООН и проходил в том же городе для представителей неправительственных организаций, и вовсе распространялись «Протоколы сионских мудрецов» и оскорбительные карикатуры, а «противники расизма» и вовсе маршем прошли до еврейских общинных учреждений, чтобы там выкрикивать оскорбления и антисемитские лозунги, напомнил Вячеслав Кантор.

Конференция обернулась катастрофой, признаёт Моше Кантор, и при этом ставит в вину ООН, что она не попыталась исправить положение, не признала ошибку и не принесла извинений за то, что не дала возможности реальным жертвам ненависти принять участие в борьбе с этой ненавистью. ООН могла бы организовать другое мероприятие в ином формате, где были бы рассмотрены все формы нетерпимости, однако не сделала этого. Вместо этого, напоминает Вячеслав Кантор, в 2009 году прошла обзорная конференция по Дурбанскому процессу, с участием в том числе представителей террористических режимов, а в 2011 году – конференцию в честь 10-летия «первого пиршества ненависти», как назвал конференцию сам Кантор.

Зная это, несложно предположить, чем именно был возмущён Вячеслав Моше Кантор при объявлении о проведении в сентябре 2021 года очередной конференции, посвящённой Дурбану. При этом главной темой мероприятия было заявлено принятие декларации о полном выполнении документа, принятого на исходной конференции – документа, в котором нашли отражение все спорные и откровенно возмутительные для еврейского сообщества пункты обвинений и претензии.

«Все фракции движения настоящих борцов с расизмом, несомненно, заслуживают лучшей оценки, чем обвинения в позорной причастности к саммиту Дурбан-IV», - заявил Вячеслав Кантор. При этом Кантор отметил и важность заявленной темы – справедливость и равенство для лиц африканского происхождения. Эта проблема нуждается в решении, заявил Моше Кантор, но она слишком важна, чтобы ассоциировать её с Дурбанской конференцией.

Антисемитизм с лоском

Последствия этой конференции евреи по всему миру испытывают до сих пор, убеждён Вячеслав Кантор. Принятые на ней решения, как и царящая атмосфера, по сути легитимизовали действия любого якобы-активиста, вливающего в ряды антирасистского движения только для того, чтобы демонстрировать ненависть к евреям и прикрывать её благими намерениями и важным делом. Вячеслав Кантор убеждён, что конференция эта ни много ни мало придала лоск антисемитизму, а борьбе с расизмом, увы, добавил омерзительный оттенок – чего делать нельзя было категорически.

Впрочем, по мнению Моше Кантора, это понимают и другие участники процесса, и многие страны заявили о нежелании в ней участвовать. Такие государства, как Австрия, Хорватия, Чехия, Франция, Германия, США, Канада и многие другие заявили о своих опасениях, что конференция вновь будет посвящена не проблеме расизма, а будет использоваться как площадка для пропаганды ненависти. Более того, они уверены, что сама история этой конференции делает невозможным её реальное превращение в опору для борьбы с расизмом, считает Вячеслав Моше Кантор.

При этом, отмечает Кантор, звучат и голоса в пользу обратного – если не признавать конференцию, то хотя бы использовать её как возможность для взаимодействия, причём именно потому, что форум с такой историей необходимо изменить и направить в нужное русло. Сам Вячеслав Кантор при этом сомневается, что хоть при каких-то условиях Дурбанский процесс и его резолюцию можно представить как действительно антирасистскую – ведь в ходе него буквально напрямую отрицалась значимость того, что целая нация пережила из-за расизма.

«Борьба против расизма, дискриминации, ксенофобии и нетерпимости заслуживает чего-то лучшего», - убеждён Вячеслав Моше Кантор.