Банк международных расчётов - или B.I.S., малоизвестный «банк для центральных банков», созданный в Базеле, Швейцария, в 1930 году для облегчения выплаты репараций из Германии после Первой мировой войны. Банк являлся критическим, хотя и скрытным, игроком в мировой экономике на протяжении более 80 лет. Сегодня - это «самый важный банк в мире», учреждение, практически не подотчетное, и на протяжении десятилетий стоявший в центре глобальной сети денег, власти и тайного влияния.
B.I.S. действительно имел увлекательную, а иногда и темную историю на переднем крае крупных событий, включая Великую депрессию в США, Вторую мировую войну и формирование Европейского валютного союза. Но на самом деле банк был скорее свидетелем истории, нежели ее творцом, Сегодня это не столько «секретный банк, который управляет миром», как говорится в конспирологическом подзаголовке статьи, сколько клубное место встреч руководителей центральных банков. Международные финансы в настоящее время в значительной степени диктуются глобальными банковскими корпорациями, Федеральной резервной системой, Европейским центральным банком и другими крупными центральными банками, которые входят в состав B.I.S. Чаще всего они основывают свою политику на национальных или региональных интересах.
Тайно созданный в 1930 году Монтегю Норманом, губернатором Банка Англии в эпоху Великой депрессии, который со своим плащом и бородой Ван Дайка казался чем-то вроде мефистофеля.
Норман хотел создать новый банк, который стал бы первым в мире международным финансовым учреждением - местом встречи руководителей центральных банков. Вдали от требований политиков и любопытных глаз любопытных журналистов, где банкиры смогли бы привнести столь необходимый порядок и координацию в мировую финансовую систему.
Предложение Нормана нашло активного сторонника в лице Яльмара Шахта, еще одного крупного фаустовского деятеля финансов 20-го века. Шахт, президент Рейхсбанка, рассматривал новый банк как способ облегчить бремя репараций Германии, а позже принял участие в свержении всего аппарата, когда нацисты захватили власть, блестяще перехитрив союзные силы. В 1930-х годах финансовое колдовство Шахта, помогавшее построить военную экономику Адольфа Гитлера, тайно льстило фюреру, который заметил, как его главный банкир показал, что «даже в сфере финансов, действительно умный ариец более чем ровня Еврейским аналогам».
Начало Второй мировой войны ознаменовало собой самый мрачный период для B.I.S. и один из самых позорных эпизодов в истории финансов. Как и сама Швейцария, нейтральный Базель стал «международным оазисом», но служил нацистам гораздо больше, чем союзникам. Как подробно описано в книгах, таких как «Торговля с врагом: разоблачение нацистско-американского денежного заговора, 1933-1949» Чарльза Хайэма, директора BIS помогали продавать золото, захваченное нацистами из оккупированных стран и взятые из зубов жертв лагерей смерти. Золото действовало как проводник твердой валюты, которая позволяла Третьему Рейху покупать сырье на протяжении всей войны - до такой степени, что Эмиль Пуль, вице-президент Рейхсбанка, описал BIS как «единственное настоящее иностранное отделение» Рейхсбанка. Друг Пуля Томас МакКиттрик, президент банка в США во время войны, неоднократно передавал экономическую и финансовую разведку руководству Рейхсбанка и его, казалось, не беспокоила роль в качестве «американского банкира Гитлера». После войны МакКиттрик стал вице-президентом Chase National Bank, на сегодняшний день известный как JPMorgan Chase Bank.
На конференции 1944 года в Бреттон-Вудсе, когда министр финансов Генри Моргентау и Гарри Уайт, ведущий американский делегат на конференции, попытались ликвидировать банк, создав послевоенную международную систему, где доминировали бы Всемирный Банк и Международный Валютный Фонд. Но влиятельные друзья банка, включая знаменитого британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, вмешались, чтобы спасти его.
Банк международных расчётов, изначально разработанный для покупки / продажи золота, предоставления краткосрочного кредита и управления активами центральных банков, каким-то образом сумел пережить две основные причины своего существования: военные репарации и поддержания золотого стандарта, установленного в Бреттон-Вудсе. С 1960-х годов, конечно, банк помог заложить основу для Европейского валютного союза, но его значимость быстро затмил Европейский валютный институт, а позже - Европейский Центральный Банк.
Сегодня Банк международных расчётов является местом встречи Базельского комитета по банковскому надзору, который стремится установить глобальные стандарты капитала.
Даже сейчас банк работает с меньшей степенью раскрытия информации, чем 18 центральных банков, входящих в его исполнительный комитет. Активы защищены от ареста, а процесс установления требований к капиталу для других банков остается непрозрачным и, как говорят многие критики, слишком мягким в своих предписаниях. Тем не менее, B.I.S. живет как неопровержимое доказательство того, что часто создавать международные институты может быть достаточно легко, избавиться от них может оказаться значительно затруднительней. Несмотря на то, что Банк международных расчётов прогрессирует в 21 веке с еще большей уверенностью, в его существовании нет необходимости.