В период Гражданской войны понятие «офицер» носило строго «контрреволюционный» характер, несмотря на тактику привлечения в ряды РККА «военных специалистов» из числа офицеров старой армии. Но царские чины и награды были отменены полностью, еще в конце 1917 года. На смену им пришел Орден Красного Знамени. Позднее — Орден Ленина и звание Герой Советского Союза.
Но годы шли, впереди было тяжелейшее испытание — Великая Отечественная война. Она стала пиком «возвращения к корням» за всю историю СССР. Вновь появилось понятие «офицер». Вернулись погоны (отмененные ещё в конце 1917 года и долгие годы бывшие «отличительной чертой» белогвардейца).
Появилась казачья форма, в РККА стали брать на службу представителей казачества (ограничения на казаков официально отменили еще в 1936 году). Возрождался интерес к военной истории дореволюционной России. А уже в разгар войны появились Ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова, Ушакова.
А что же с дореволюционными «царскими» (а иногда еще и «временными») наградами? Ведь, как мы знаем, большая часть «сталинских Маршалов» являлась не просто участниками «Первой империалистической», но и награждалась Георгиевскими крестами и прочими имперскими наградами. Почти у каждого советского военачальника периода Великой Отечественной мы можем найти в биографии такие эпизоды.
Георгий Константинович Жуков — два Георгиевских креста, унтер офицер старой армии. Родион Яковлевич Малиновский — три Георгиевских креста, плюс французская награда (Р. Я. Малиновский воевал на Западном фронте), ефрейтор. Константин Константинович Рокоссовский — Георгиевский крест IV степени и три Георгиевские медали с надписями «За храбрость», ефрейтор.
На высших командных должностях встречались и бывшие полные георгиевские кавалеры (Андрей Иванович Ерёменко, Иван Владимирович Тюленев, Кузьма Петрович Трубников). «Рекордсменом» можно считать Семена Михайловича Буденного. У него был «полный Георгиевский бант» — четыре Георгиевских креста и четыре Георгиевские медали. И еще один крест у него отобрали (конфликт с начальством).
В военное и послевоенное время мы можем увидеть эти царские награды у многих советских бойцов и командиров. Так что ответ достаточно очевиден: никакого запрета на ношение данных дореволюционных наград не было. Тем более, что в 1943 году в СССР появилась ещё одна награда — Орден Славы, во многом напоминавшая «Георгии».
Но не все так просто. Дело в том, что ношение дореволюционных наград хотели официально узаконить, этот вопрос обсуждался на высшем уровне. Так как лично И. В. Сталину писали подобные предложения. Самое известное — обращение профессора и георгиевского кавалера Н. Д. Анощенко к Сталину, в 1944 году. Предлагалось официально приравнять Георгиевских кавалеров к кавалерам Ордена Славы:
«Этим актом Советское правительство прежде всего продемонстрирует преемственность военных традиций славной русской армии, высокую культуру уважения ко всем героическим защитникам нашей любимой Родины...» (с) Архив Президента Российской Федерации Ф. 3, Оп. 53, Д. 4, Л. 32—34.
И известен проект Постановления СНК СССР, согласно которому всех Георгиевских кавалеров действительно собирались приравнять к кавалерам Ордена Славы, в целях «создания преемственности боевых традиций русских воинов». Увы, но этот проект так и остался проектом. Почему так произошло, можно лишь гадать.
Но факт остается фактом: Георгиевские кресты и медали в период Великой Отечественной и после неё носили «явочным порядком», запрета не было. С другой стороны, других царских, «офицерских», наград (вроде Орденов Святой Анны или Святого Станислава) на фотографиях того времени не замечено. Хотя оставались в Красной Армии и кавалеры таких орденов. Например, Борис Михайлович Шапошников...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.