Богачами мало кто из нас себя считает. Безумными тем более. И, тем не менее, нет человека, который бы не совершал ошибок, которые сделал этот описанный Христом богач.
Давайте присмотримся к притче:
«…у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
И он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих.
И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое.
И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Лк. 12. 16-21.
Давайте начнем с конца. Обратите внимание на последнее поучение Христа.
Оно говорит о том, что богатеть нужно не для себя, а «в Бога».
Первой ошибкой безумного богача было то, что он свои богатства и сокровища посчитал своими. И он может поэтому поступать по отношению к ним, как ему заблагорассудится, по своему собственному «бизнес-плану».
И ошибся. Он был всего лишь арендатор, а поступил как собственник, как хозяин. Естественно, настоящий Хозяин вмешался и поправил дело, поставил его на место.
Обратите внимание, насколько безумен был этот богач. Он считал себя собственником и хозяином не только над своим богатством, но и над собственной своей душой.
Он с таким самодовольством говорил ей, что она может теперь радоваться и веселиться, как будто действительно обладал правом собственности над ней.
Финал притчи говорит об обратном. Богач оказался ложным хозяином не только над своим богатством, но и над собственной душой.
И то и другое – не его собственность, а Божья. Богач должен был как хороший арендатор умело пользоваться тем и другим.
Богатство должно было служить людям и таким образом «богатеть в Бога», а душа от этого должна была очищаться и приближаться к Богу. И от этого тоже «богатеть в Бога».
Увы – богач не сделал ни того, ни другого. И это была первая ошибка его жизни, его «бизнес-плана».
Прежде чем перейдем ко второй, давайте задумаемся о том, насколько мы уподобляемся этому богачу.
Даже среди верующих людей вряд ли найдется человек, который не повторял бы его ошибок.
Мы тоже склонны считать «своими» не только свою собственность, но и свою собственную душу.
Поэтому над всеми нашими «бизнес-планами» тоже в любой момент может быть произнесен тот же самый приговор, что и над планом богача.
Тот, кто не «в Бога богатеет» своим имуществом и своею душою, рано или поздно с этим столкнется.
Но это не единственная ошибка богача.
В его «бизнес-план» закралась и еще одна ошибка, которая оказалась не менее фатальной, чем первая.
Обратите внимание на тот панегирик довольства, который богач произносит, обращаясь к своей собственной душе: «много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».
Еще один явный признак безумия богача заключается в том, что он свои права собственности распространил не только на свое материальное богатство, не только на свою нематериальную душу, но и на такую объективную нематериальную реальность как время.
Он говорит о «многих годах», как будто в его власти провести их так, как ему заблагорассудится, так, как будто они вообще у него будут.
Уф, что-то слишком много безумств оказалось у этого богача!
Удивительно, что ни одна нотка сомнения не закралась в его голову, когда он самодовольно представлял себе эти «многие годы», как будто с ним ничего не может случиться: он не умрет, не заболеет, не случится война или какой-нибудь природный катаклизм…
То есть он не просто был в уме своем хозяином над этими самыми «многими годами», но еще и хозяином над всеми событиями, которые там должны, по его мнению, произойти.
И главное – над тем, что там не должно происходить. То есть не будет ни пожаров, ни наводнений, ни воровства, ни войн, ни порчи того же «добра» от времени…
Я – хозяин времени!.. Поэтому – ешь, пей и веселись!..
Удивительное безумство!
Но прежде чем ухмыляться по поводу богача, давайте-ка задумаемся о своей собственной жизни.
Разве мы в своих планах не такие же «хозяева времени», как и пресловутый богач?
Мы не только ему уподобляемся, но даже еще далеко и переплевываем этого богача в собственном безумстве.
Когда строим планы не только для себя, но и для собственных детей, причем, на многие годы вперед.
Мало того, мы еще и выстраиваем поведение и многих других людей в соответствие со своими собственными планами.
Они, по нашему мнению, должны будут вести себя так-то и так-то, как будто мы действительно их повелители.
То есть мы не только хозяева времени, не только хозяева событий и обстоятельств, но еще и хозяева самих людей, когда программируем и задаем им параметры их будущего поведения.
Мало того, мы еще программируем и планируем развитие событий в целых странах и государствах.
В России, по нашему мнению, должно быть то-то и то-то. В Америке – то, а на Украине непременно это.
То есть в своих планах мы выступаем еще и в роли «хозяев» и «повелителей времени» для целых государств и народов.
Ну, разве не безумство? Евангельский богач – просто умница перед нами. Он-то строил свой «бизнес-план» только по отношению к самому себе.
И просчитался, совершив две грубые ошибки.
Посчитав себя хозяином не только своей собственности и своей души, но и своего времени, которые на самом деле не являлись и не являются ни для кого ничьей собственностью, а только Божьей.
Давайте стараться не повторять его ошибок, и строить свою жизнь не в соответствии со своими собственными «бизнес-планами» как полные хозяева, а в соответствии с «договором на временную аренду» собственности, души и времени, который мы заключаем с Богом.