Во времена архаической Греции активно формировались предпосылки к появлению античной культуры и воплощённой в неё философии, творческой мысли, социальных отношений. Об этих предпосылках, особенностях жизни греков того времени и развитии греческого общества и пойдёт речь в этой статье.
Содержание
1. Ранний этап развития греческих институтов
2. Становление полиса
3. Колонизация
4. Создание Олимпийских игр
5. Приход к демократии
Ранний этап развития греческих институтов
Несмотря на особенность греческого пути, в её истории и в архаический период (750—480 гг. до н. э), в том числе, существовала весьма стандартная для любого племенного общества структура. Начали выделяться аристократы, владеющие большим количеством земли, начали появляться семьи.
Община встретилась с проблемами безопасности из-за кровной мести, которая стояла довольно остро. В связи с этим появилась необходимость в институтах, регулирующих подобные вопросы. На первых порах вожди - басилеи - становились третейскими судьями в конфликтах. Советовались они с уважаемыми людьми общины. Эти же личности и карали несогласных с их решением.
Первые зародыши полисов и гражданских отношений появились во время миграций в Малую Азию во время нашествий дорийцев. Существование в сложных условиях, выживание, перенимание восточных элементов культуры зародили особые взаимоотношения в коллективе. С этим багажом политического и социального опыта эллины вернулись в Аттику. И там им предстояло добавить своей общественной структуре нового опыта.
Особенность греческого полуострова заключается её гористой местности, отчего плодородных земель там не так много. Чтобы грамотно использовать те участки, что есть, была необходима не только кооперация, но и нестандартные решения. Всё это также сказывалось положительно не только на особом складе ума эллина, но и общественном строе.
Земли при таких обстоятельствах превратилась в частную собственность, чего не встретишь в восточных государствах, где территории были собственностью царей и элиты. Второй ответ на сложные условия жизни проявился в объединении в полисы - поселения с гражданским обществом. Граждане, обладающие полными правами совместно принимали решения того или иного вопроса. Афины преобразовались в хрестоматийный пример такого полиса. Даром Афин, как города и как богини, стали маслины и оливковое дерево, ставшее прекрасным решением как в плане выращивания, потребления, а также продажи.
Становление полиса
Но к этому Афины тоже пришли не мгновенно. Следующим этапом после выделения верхушки было усиление роли влиятельных семей. Происходило это за счёт военной функции. Только особенно богатые семьи во время войн могли позволить себе пользоваться конём. Травы было не много, поэтому лошадей кормили зерном, что требовали хорошей состоятельности. Конная армия превосходила в мобильности пехоту и как это часто бывает увеличение военной роли меняло роль и общественную.
Использующие коней получили отдельное название своего сословия - всадники. И со временем, пробираясь в государственный аппарат и совет при царе, они начали значительно его ограничивать. К важным ограничениям добавился запрет на наследственную власть. Следующим было уменьшение функций главы поселения до судьи, с преимущественно религиозными функциями. При этом выделились судьи, занимающиеся военными и юридическими вопросами. Сформировался ареопаг , т.е. аристократическое собрание на холме с тем же названием, занимающееся общим контролем за обществом. Селясь возле зданий администрации верхушка определяла центр города, находящийся в безопасном месте. Все эти судьи превратились в архонтов, отвечающих каждый за свою сферу. Их изначально было 9.
Увеличивая влияние, элита стала обладать и большим количеством участков, отчего простые люди столкнулись со сложностями. Это усиливало конфронтацию между простолюдинами и знатью. Однако же в выигрыше здесь были только последние. Из-за дефицита земли простые земледельцы вынуждены были брать в долг у богатых, рискуя своей свободой за неуплату. Последние были всегда в выигрыше при таких обстоятельствах. И в военном отношении простые люди ничего не могли сделать.
Однако, ситуация начала понемногу меняться после изменений в военной сфере. Ранее важнейшую роль в битве играли всадники. Теперь их заменили гоплиты - тяжеловооружённые пехотинцы. За счёт чего же они заменили мобильную кавалерию? За счёт тактического новшества VII-VI веков до н.э. - фаланги. Она заключалась в боевом порядке из восьми шеренг, стоявших близко друг к другу так, что щит каждого прикрывал левого соседа. Бились первые ряды длинными копьями. Оставшиеся надавливали на впереди стоящих для натиска или меняли убитых. Всё это поддерживалось пеанами - победными ритмичными песнями, посвящёнными богам. Конница не могла разрушить этот порядок, если, конечно, не атаковала с тыла или сбоку.
Стоит повторить тезис, что зачастую военные изменения сказываются на социальную составляющую. Решающую функцию в войне ранее играла конница. За счёт этого она возвысилась и в обществе. Теперь же такую роль играла пехота. И не просто пехота, а высоко организованная, состоящая из лиц, доверяющих своим товарищам, от которых зависит их жизнь и ценящая храбрость, силу, ловкость и навыки боя, а не положение. Обострялось чувство солидарности.
В такой обстановке менялись и социальные устои. Аристократия теряла не просто свои позиции, а уважение людей, которые теперь ценили другое. Теперь для уважения котировалась скромность; достаток, способный прокормить и за который можно купить гоплитское вооружение; храбрость на поле боя. Постепенно, к этому пришли и сами аристократы. Теперь довести до нищеты гражданина полиса значило уменьшить количество воинов в своём построении.
Знаменитая воинственная Спарта пошла ещё дальше в плане усиления своей фаланги. Законы Ликурга VII века до н.э. обязывали граждан постоянно проходить военные учения. Строй жизни спартанцев можно назвать казарменным - еда только в общественной столовой, запрет на какую-либо роскошь и так далее. Социальный и имущественный статус был совершенно не важен в этом отношении. Благодаря тренировкам в течении всей жизни и суровым условиям спартанская фаланга была лучшей в Греции, а их воины сильнейшими. При этом истинное равенство всех воинов просматривалось именно в Спарте. Однако, страх развращения и изнеженности спартанцев при покорении городов и, наоборот, усиления в тылу мешал им проводить активные экспансии, отчего они являлись консервативным образованием.
Законодательные изменения также прошли от “драконовских” законов Драконта 621 года, от которого и пошло то самое выражение "драконовские законы" или "меры", до более гуманных законов Солона около 594 года. Первые за почти любое преступление карали смертью. Вторые отличались справедливыми различиями в нарушениях порядка, а также восстановлением прав всех долговых рабов и запретом такого рода эксплуатации. Теперь рабами могли быть только чужаки, в основном, пленники. Это также повлияло на формирование свободной фаланги, соответственно, и свободного общества, т.е. полиса.
Колонизация
Древние греки, в частности микенцы, славились своим флотом. Наступление Тёмных веков не изменило их тяги к кораблям. Происходили постоянные прямые и обратные миграции, а позже и торговля за пределами греческого полуострова, например на италийские территории или Сицилию. Это стало довольно распространённым явлением. Эллины создавали новые поселения примерно с 750 по 550 года. После этого им преградили путь Карфаген в Африке и этруски в Италии.
Растущее число людей в городах оказывало давление на них, отчего началась волна колонизаций. Появилась необходимость в большей территории, строительных материалах и пищи. Первое особенно сильно волновало жителей. Из-за утёсов, скал и водных пространств имеющаяся земля уменьшалась с каждым поколением, стоило только родить больше детей, чем поколением раньше. Это объясняется распределением наследства между всеми наследниками поровну. За промежуток 800-700 гг. до н.э. население увеличилось в 6 раз. Соответственно, семейное землевладение ветшало и не только из-за малого количества участков. Коррупция в судах по разделу имущества тоже сыграла свою роль.
Для освоения новых земель отправляли младших детей. Колонисты Халкиды и Эретрия отправили их в район Неополитанского залива, где построили Куму. Жители Коринфа отправили на остров Сицилию своих людей, основавших Сиракузы. В итоге, к 700 году число греческих поселений на “сапоге” оказалось немногим меньше, чем местных поселений. Появились также города Византий на Босфоре, что стал позже Константинополем - столицей Восточной Римской империи или Византии; Пантикапей на причерноморье в районе современной Керчи, Ольвия и так далее. Не избежали новых поселенцев земли Галлии - Массилия (древнее название Марселя), Испании (Сагунт).
Греческие колонии, в отличие от колоний времён Великих Географических Открытий в Раннее Новое время, были самостоятельные. Они подчинялись своим законам, судам, пользовались своими монетами. Иной раз они становились крупными городами. При этом вся культура везлась из метрополий - зерно, головёшки и всё, что могло воссоздавать обстановку родного дома.
Все эти факторы, в том числе и сама колонизация, способствовали увеличению уровня жизни жителей, развитию мореходства. Первый фактор добавлял свободное время, что вылилось в духовно-интеллектуальное развитие. И куда же без духа соперничества в такой обстановке постоянных новшеств! Этот дух преследовал греков постоянно. Это даже получило своё обозначение греческим словом “агон”. Соперничали эллины постоянно и везде - на войнах, театральных постановках, поэтических дуэлях, философских спорах и, конечно же, в спорте.
После колонизации выросла роль коммерции в жизни греков. Это проявлялось и в земледелии, ранее использовавшимся только для выживания. Теперь кроме зерна начала выращивать виноград, делать из него вино, активно выращивать оливковое дерево и делать из него масло, которое использовали как мыло, добавку к пище и горючее для светильников. С усилением коммерции усилилась и демократизация, сформированная фалангой. Рыночные отношения объединили все полноправные слои населения - демос - в единую политическую структуру. Всем участвовавшим в них горожанам было чрезвычайно важно участвовать в жизни общества. Этим они и занимались.
Создание Олимпийских игр
Взаимодействие всех греческих народностей на территории самой Эллады проявила себя в амфиктионии, когда соседние племена объединялись вокруг божественного храма для его защиты, поддержания порядка. Храмы различных богов играли огромную роль в объединении жителей Эллады. В Олимпийский храм Зевса и Геры приходили паломники, отчего тот значительно увеличился в размерах. В Дельфах всех объединяли оракулы, к которым приходили для предсказаний.
В ходе подобных мероприятия в честь громовержца (Зевса) в одном из религиозных центров - Олимпии - в 776 году до н.э. провели первые олимпийские игры, ставшие потом традиционным занятием для жителей. Согласно легенде, Дельфийский оракул предсказал царю Элиса метод прекращения постоянных войн. Способ заключался в перевоплощении обрядов в официальный праздник, в честь которого будет объявлено перемирие.
Традиция проводить такой праздник раз в четыре года должна была уменьшить конфликты и кровопролитие. Сперва перемирие длилось месяц, затем 3. Не все успевали прибыть на игры с дальних концов греческих земель и вернуться назад. По факту же, это была неплохая задумка, но как часто бывает на все 100% проблемы оно не решало. Однако она служила напоминанием эллинам об общем языке, богах и культуре.
Кроме того, в процессе формирования игр усилилось восприятие богов как физически крепких. Оттого, и к людям стали предъявляться подобные требования. В связи с появлением соревнований появился культ “здорового тела и духа”, силы, а также усилился дух соперничества.
Приход к демократии
Не все города занимались коммерцией как основным видом деятельности. Спарта (Лакедемон), находящаяся в Лаконии на острове Пелопоннес и состоящая из самых воинственных дорийцев и ахейцев, являлась аграрной страной. Равенство гоплитов здесь выходило на первый план с целью уменьшения изнеженности представителей элит, расцвета сепаратистских начал. Тем не менее, абсолютное равенство, навеянное сегодняшними смутными представлениями о нём, там тоже не существовало, учитывая подчинённое положение Мессении, жителей которого называли илотами и всячески эксплуатировали. И наличие двух царей также говорит об отсутствии деспотической власти, но всё же демократию отрицает. При этом цари сами придерживались тех же принципов, что продвигали в массы. А народное собрание могло не согласиться с решением вышестоящих органов.
Что касается Афин, там в VII-VI веках снова сложилась непростая ситуация. Люди искусства - ремесленники, художники и скульпторы стремились не уступать земледельцам в общественной жизни. К этим векам их число увеличилось. Количество земли же стало меньше по причинам уже указанным выше (разделение ограниченного наследства на всё увеличивающихся наследников). Плюс ко всему верхушки оставались недовольны реформами Солона. Проявилась борьба между классами. Это приводило к волнениям, а волнения к тирании.
Термин “тирания” не связан с безграничной властью, с помощью которой творят произвол, убивают невиновных и так далее. Тиран, в том смысле, обозначает человека, пришедшего к власти путём военного переворота. При этом тираны в Греции зачастую поддерживали обедневшее население за счёт богатых. Они зачастую пользовались поддержкой у бедноты, однако полноправные граждане, участники фаланги выступали против них, отчего тираны нуждались в наёмниках. Отчасти, из-за таких обстоятельств тирания, бывшая постоянным явлением в малоазиатских колониях, стала причиной их поражений сперва Лидии, а затем Персии.
Однако, во время тирании Греция также приобрела некоторые свои оригинальные черты. Совет старейшин увеличился до пятисот человек. Увеличилось количество стратегов, военной должности, до 10. А также появился достаточно оригинальный способ избавляться от слишком активных политических деятелей, по мнению граждан, наносящих вред полису - остракизм. Каждый полноправный голосовал на глиняном черепке, писав имя того, кого нужно изгнать. Если таких голосов насчитывалось 6 тысяч, тот покидал Афины на 10 лет.
Спарта принялась за искоренение тирании из земель Эллады. И благодаря им к началу войн с персами её уже не наблюдалось. Однако, искореняя тиранию она не меняла процессов её запускающих. Если Коринф в ходе взаимодействия с этими процессами стал олигархическим городом, подавляющим бедные слои, пусть и с поддержкой Спарты, то Афины смотрели в сторону демократизации.
С 510 года до н.э., после свержения очередного тирана правом голоса там стали обладать даже не владеющие участками жители. Сначала такая система была непрочна, однако с 483 года Фемистокл увеличил флот, после чего гребцы стали новыми представителями полиса. Будучи безземельными и неспособными купить гоплитское вооружение, у них была только сила, с помощью которой они заставляли триремы идти по воде. Участие в защите своего полиса делала их равными в правах со всеми остальными его членами.
При всей привлекательности афинской системы, её демократия была не абсолютной. Правом голоса не обладали рабы, женщины, иностранцы (метеки). Граждане составляли привилегированное сословие. Работники физического труда, который, как часто считают, был неприемлем для гордого свободного грека, могли обладать избирательным правом, если их работа могла оставлять им время для посещения различных мероприятий политического характера. Аристократическое мышление раннего времени по сути поменяло свои ориентиры с личной славы на славу своего полиса.
Эти изменения, изменили отношение к ремеслу и коммерческой деятельности, которая перестала быть почитаемой. К землевладению стремились только посредством военных трофеев. Остальные способы его приобретения становились не престижными. Основной деятельностью каждого эллина стала политическая деятельность. Такое единство политического сознания, культивирующего важность гражданской позиции и привело к расцвету греческой культуры в её классический период примерно с 480 по 323 года.
#Греция #древняя греция #история #античность #демократия