Найти в Дзене

Базовые правила цифрового этикета для фрилансера. Общаемся с заказчиками правильно

Каждому фрилансеру, для того, чтобы лопаться от гордости за себя и результат своего труда, нужно выполнить всего два условия. Первое – правильно понять, что нужно заказчику, а второе – точное попасть в пожелание клиента.

Чего может хотеть клиент от исполнителя

  • Услуги или продукта, с помощью которых его бизнес вздохнёт легче и получит клиентов, прибыль, узнаваемость бренда и пр.
  • Некоторым достаточно получить качественный продукт в строгом соответствии с тем, что было указано в задании, при этом в срок и в полном объёме.
  • Конечно же, любой заказчик ждёт честной сделки.

Предположим, что к твоему резюме не придраться, значит, там куча хвалебных отзывов и примеров первоклассных работ. Если так, то заказчику будет этого достаточно.

Если же это первый реальный клиент – не подавай вида, что тебе страшно. Нужно верить, что ты профи и тебе всё по плечу. Ведь ты же прошёл обучение, выполнил кучу заданий в рамках курса. Чем заказчик может вас удивить?

Правильный диалог

Чтобы понять, чего хочет клиент, стоит выяснить всё, что может повлиять на ход работы или конечный результат. Идеальный вариант, когда заказчик показывает готовое решение у конкурента и говорит: «Хочу также, но чтоб с моим брендом». Тут всё понятно, взяли и сделали подобное.

Обязательно оцени работу по времени и стоимости. Продешевишь – будешь тратить своё время за копейки. Порядок оплаты и стоимости оговариваются заранее. Например, сделал и согласовал макет – 50%, сдал готовый проект – остаток. Если такие моменты не оговорить, то недобросовестный клиент почувствует твою недальновидность, и пока ты будешь работать, он будет искать варианты тебя кинуть.

Без бумажки ты…

Даже если ты пришёл по рекомендации, даже если это твой знакомый – составляй договор, в котором будут прописаны все условия и риски. Пропиши сроки, сумму и способ оплаты, количество правок и вообще всё, что на ум приходит при виде заказа. Пусть там будет прописано как можно больше твоих контактных данных. Это убедит заказчика в серьёзности твоих намерений и в заинтересованности в качественной работе.

Ну-с, приступим

После того, как клиент даст тебе ТЗ – обсудите с ним время, через которое вы вернётесь и обсудите детали, зададите друг другу все вопросы. Таких встреч не стоит делать больше одной. Составь список вопросов к клиенту, пройдись по нему, запиши ответы. Не имей привычки дёргать клиента в ходе работы по каждой мелочи. Это испортит впечатление и понизит тебя в глазах заказчика до неопытного невнимательного балбеса, с которым не стоит иметь общих дел.

Ещё один важный шаг в начале работы над заказом – аванс. Клиент не будет его предлагать, спроси сам. Стыдно-стрёмно? 2-3 проекта без оплаты избавят тебя от стеснения. Кстати, готовую работу отдавать заказчику стоит только по факту 100% оплаты.

3-4, закончили

Отработал хорошо – проси отзывы и рекомендации. На случай, если что-то пошло не так, дам совет. С начала переговоров и до сдачи проекта храни все заметки, переписку и прочую информацию, которая сможет помочь в решении споров. Не соглашайся на бесплатные исправления, если заказчик уже исчерпал лимит правок, прописанный в договоре. При этом если ошибка твоя – правим молча и извиняемся.

Не стоит конфликтовать и впустую спорить с недобросовестным клиентом. Цени свою репутацию, время и нервы. Не знаешь, как это делать достойно? Приходи к нам, научим.

👈 Мой канал о работе, фрилансе, деньгах и саморазвитии. Подписывайся, если интересны такие темы.

Работа в Интернете для всех. Подскажем, поможем, научим. 1003 человека мы устроили на работу в 2020 году.

Список всех статей канала "Легендарный Матвей Северянин".

#работа #фриланс #деньги #заказчик #трудоустройство