Найти тему
НЭБ

Доходное место и Снегурочка

Александр Островский принадлежит тому же поколению, что Толстой, Достоевский, Гончаров и Тургенев. Он шёл с ними примерно одним путём — публиковался в тех же журналах (в первую очередь самом прогрессивном — «Современнике») и сделал с драматургией примерно то же, что остальные литераторы этой эпохи — с прозой: создал её особую, ни на что не похожую русскую форму.

Пьесы драматурга составили репертуар русского театра второй половины XIX века и совершили настоящий прорыв: со сцены впервые зазвучал разговорный русский язык — с просторечиями и местечковым сленгом. И заговорили на нём о том, о чём прежде было принято молчать: о деньгах, карьере, коррупции, чиновниках, браке по расчёту и многом другом.

Кадр из фильма «Снегурочка», 1968 г.
Кадр из фильма «Снегурочка», 1968 г.

Уникальность пьес Островского — в том, что они создавались одновременно и для чтения, и для постановок на сцене. Ранние пьесы писались без особой надежды на сценическую судьбу — театральная цензура была ещё более жестокой, чем литературная, и напечатать драму было проще, чем добиться её постановки. Но начиная с 1860-х годов Островский стал фактически официальным поставщиком репертуара для двух главных театров страны, московского Малого и петербургского Александринского, тесно общался с актёрами, писал многие пьесы специально для них. Более того, к концу жизни он стал фактически «министром театра» — заведовал как репертуаром императорских театров, так и обучением молодых актёров в школах при них, и даже провёл театральную реформу.

1. Портрет А. Н. Островского работы Василия Петрова. 1871 год. 2. Обложка книги А. Н. Островского «Пьесы». 3. Шарж на А. Островского. В. И. Порфирьев. Журнал «Осколки», 1884 г.
1. Портрет А. Н. Островского работы Василия Петрова. 1871 год. 2. Обложка книги А. Н. Островского «Пьесы». 3. Шарж на А. Островского. В. И. Порфирьев. Журнал «Осколки», 1884 г.

С одной стороны, Островский в своих пьесах раскрывает новые для своего времени отношения между людьми. Он первым написал о том, как деньги заставляют людей идти на подлость, жестокость, а иногда совершать подвиги. С другой стороны, Островский пишет не только о своём времени: его герои обитают в универсальном, вечном пространстве, могут жить как в десятом, так и в двадцать первом веке. Это не типажи своего времени, а архетипы: актёры, самодуры, жулики, простаки. Островский — единственный в своём роде автор, которому удавалось одновременно быть архаично-сказочным и болезненно актуальным — и в своё время, и сейчас.

Б. Кустодиев. У входа в парк. Усадьба Купавиной. 1915 год
Б. Кустодиев. У входа в парк. Усадьба Купавиной. 1915 год

Пьесы Островского зачастую оказывались под цензурным запретом. «Свои люди — сочтёмся» была запрещена к постановке личным указанием Николая Первого, а за автором был установлен негласный полицейский надзор. Пьеса была впервые поставлена лишь спустя десять лет после первой публикации и только в сокращённой версии. «Доходное место» было допущено к постановке после шестилетних споров с цензурным комитетом. Иногда Островскому приходилось идти на ухищрения: к «Горячему сердцу» пришлось приписать уточнение, что действие происходит тридцать лет назад (чтобы снять претензии к образу городничего Градобоева).

Характерная черта пьес Островского — «говорящие» имена героев: Самсон Силыч Большов, Павлин Павлиныч Курослепов, Глумов, Бальзаминов. Это нужно автору как минимум по двум причинам: с одной стороны, «говорящие» имена как бы подсказывают зрителю или читателю, чего ждать от этого персонажа. Сразу кажется, что Самсон Силыч, например, должен быть могучим великаном, Бальзаминов — домашним мальчиком и так далее. С другой — такой приём позволяет превратить обычных помещиков и купцов в героев почти сказочных, вроде Пончика или доктора Пилюлькина из «Незнайки».

Иллюстрации к пьесе «Снегурочка»
Иллюстрации к пьесе «Снегурочка»

Интересно, что Снегурочка «зазвучала» и стала популярна благодаря Островскому. В 1867 году был опубликован второй том фундаментального труда фольклориста Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», исследование народных преданий и обычаев. В нём, в частности, пересказывался популярный миф о Снегурке, ожившей снежной бабе. Книга Афанасьева произвела огромное впечатление на современников — в том числе на Островского. Поэтому, когда ему предложили написать пьесу для представления в Большом театре, в котором были бы заняты и драматическая, и оперная, и балетная труппы, он обратился именно к этой истории. Популярности пьесе добавила музыка — к спектаклю в Большом музыку написал Пётр Чайковский, а затем Николай Римский-Корсаков сочинил по мотивам пьесы Островского оперу. Так героиня пьесы ушла в народ, а в XX веке превратилась во внучку Деда Мороза.

1. Спектакль «Бедность не порок». Фототипия Михаила Панова, снятая с артистов Первого народного театра, 1888 год. 2. Сцена из спектакля «Без вины виноватые». Малый театр. 1917 г.
1. Спектакль «Бедность не порок». Фототипия Михаила Панова, снятая с артистов Первого народного театра, 1888 год. 2. Сцена из спектакля «Без вины виноватые». Малый театр. 1917 г.

Пьесы писателя сыграли важнейшую роль и в истории русского кино. Например, «На всякого мудреца…» в начале 1920-х годов была поставлена на сцене Сергеем Эйзенштейном (он тогда работал в театре), и при этом режиссер превратил дневник, в котором главный герой фиксирует свои мысли по поводу героев, в фильм. Эта лента и стала его дебютом в кино, с неё фактически начался русский киноавангард. Другая известная киноверсия пьесы Островского — комедия 1964 года «Женитьба Бальзаминова» с Георгием Вициным, Людмилой Гурченко и Нонной Мордюковой.

В 1980 году свою версию «Леса» поставил автор «Белого солнца пустыни» Владимир Мотыль, но фильм вышел на экраны лишь спустя восемь лет. Наконец, автор советского «Шерлока Холмса» Игорь Масленников уже в наши дни снял трилогию по мотивам пьес Островского — «Банкрот» (по «Свои люди — сочтёмся»), «Русские деньги» (на основе «Волков и овец») и «Взятки гладки» (киноверсия «Доходного места»).

1. Иллюстрация «Снегурочка». 2. Спектакль «Снегурочка». Сцена Масленицы из пролога
1. Иллюстрация «Снегурочка». 2. Спектакль «Снегурочка». Сцена Масленицы из пролога

Почаще читайте и перечитывайте книги, используя портал НЭБ и мобильное приложение «НЭБ Свет». Это — интересно! А еще — это не скучно! Надеемся, что и сайт, и приложение вам понравятся и станут вашими верными и незаменимыми помощниками. Ведь это не просто компактные библиотеки, но ваши путеводители и консультанты в литературе, музыке, киноискусстве.