Найти в Дзене
Уроки истории.

«Михаил, князь великий». Статья 3.

Святой князь Михаил Всеволодович Черниговский на иконе XVII века.
Святой князь Михаил Всеволодович Черниговский на иконе XVII века.

Сегодня я продолжаю писать о святом мученике Михаиле Черниговском.

Первая половина жизни будущего Великого Князя Киевского плохо освещена в летописях и житиях. Есть случай исцеления некоего Михаила Всеволодовича от детской болезни переяславским столпником Никитой в 1186 году, но это скорее всего не наш герой, а сын Всеволода Чермного.

Краткое княжение в Переславле в 1206 году – тоже еще неизвестно, какой именно это был из Михаилов Всеволодовичей.

Следующее упоминание о Михаиле Всеволодовиче относится к 1223 году, и это уже точно наш герой, потому что другой Михаил Всеволодович, сын Всеволода Чермного к тому моменту уже умер.

Из статьи Михаила Лужского «Герой своего времени. Князь Михаил Всеволодович Черниговский» на сайте «Военное обозрение» от 28 декабря 2017 года:

«В 1206 г. в Чернигове произошел княжеский съезд, на котором общим собранием князей Черниговской земли было решено вмешаться в борьбу за наследство погибшего годом ранее (1205 г.) Галицко-Волынского князя Романа Мстиславича. Михаил Всеволодович, конечно, должен был принимать в этом съезде, созванном его отцом, самое непосредственное участие. О чем говорили и спорили князья, собравшиеся в Чернигове, неизвестно. Современные историки, основываясь на различных косвенных данных, полагают, что представители северской ветви династии Ольговичей по результатам съезда получили поддержку собственно черниговских Ольговичей в борьбе за Галич и Волынь в обмен на отказ от притязаний на иные земли в пределах Черниговского княжества. Так сказать, одновременно и заключение наступательного союза, и раздел уже имеющихся территорий, причем, раздел неравномерный, с большим перекосом в сторону черниговской ветви.

Где находился и что делал Михаил в период с 1207 по 1223 г. неизвестно. Предполагается, что в это время он занимал один из второстепенных столов в Черниговской земле, активно в усобицах не участвуя».

То, что до 1223 года о Михаиле Черниговском практически ничего не сказано в летописях, говорит только о том, что он не участвовал в княжеских склоках и общерусских делах, живя спокойно в своем уделе, занимаясь жизнью своих подданных, жителей своего княжества. Это вполне укладывается в образ мирного воина, которым будет последний русский Государь – Белый Царь.

А Михаил Черниговский как последний правитель домонгольской Руси, как мученик за веру, и то, что он старался быть мирным воином, стараясь по возможности не участвовать в междоусобицах – делает Михаила Черниговского одной из моделей Белого Царя, одним из его прообразов.

И вообще, если мы изучаем прообразы Белого Царя, модели Белого Царя, занимаясь их поисками в Библии, то мы не должны забывать также и об истории России, где моделей Белого Царя тоже хватает. История России, вообще, очень модельнизирована, здесь мы найдем достаточно много модельных событий и исторических личностей. И это можно рассматривать как один из аргументов в пользу того, что Россия – это, действительно... Ефрем, одним словом, Цари с Востока... не знаю, как это ещё правильно сказать.

Одним словом, история России очень сильно бросается в глаза, её отличие от остальных стран и народов. Если не модель будущих последних времен, то явно воплощение одного из библейских пророчеств. Например, Царь Саул был прообразом Василия Шуйского, а Царь Давид был прообразом Михаила Федоровича Романова, которых с этой точки зрения можно рассматривать как воплощение библейских пророчеств, которыми являются Царь Саул и Царь Давид как их прообразы, как их модели. Конечно, этим не исчерпываются все образы, созданные первым Царем из Династии Романовых, но о других как-нибудь потом. Все-таки мы говорим о Михаиле Черниговском, а не про Михаила Романова. Просто я хотел объяснить тот факт, в истории России тоже есть много чего с точки зрения понимания начинающегося Апокалипсиса.

А Апокалипсис начинается, и его нельзя остановить, он сбудется до самого конца, до самой последней главы, до самой последней строчки.

Возвращаемся к Михаилу Черниговскому. В 1211 году он женился на Алене Романовне, которая была дочерью князя Галицко-Волынского Романа Мстиславича и родной сестрой известного всем Даниила Романовича Галицкого.

Тот факт, что Михаил Всеволодович Черниговский женился на дочери будущего своего злейшего врага многих удивляет. У меня этому есть свое объяснение. Нечто похожее мы видим в XV веке с историей женитьбы Ивана III на Марии Борисовне Тверской и с последующей борьбой за Тверь против Михаила Борисовича Тверского. Не была та история в первой половине XIII столетия чем-то подобным?

Следующее упоминание о Михаиле Черниговском идет уже за 1223 год, когда он "в числе младших князей присутствует в Киеве на княжеском съезде, принявшем решение выступить против татар" (Александр Журавель, из статьи «О происхождении Михаила Черниговского», опубл. в 1995 г.). Указан без указания удела.

А после княжеского съезда Михаил Всеволодович, тогда еще не являющийся князем Черниговским, участвовал в битве на Калке 31 мая 1223 года.

На этом я сегодня заканчиваю, продолжение следует.

* * *

Не забывайте подписываться на мой канал «Уроки истории», чтобы знать историю России: https://zen.yandex.ru/id/5ead2fe8d3478357e02eec2d

А также обязательно заходите и подписывайтесь на канал Олега Александровича Жиганкова «Открытая Семинария»: https://zen.yandex.ru/otkritaya_seminariya