Найти тему

Я становлюсь монстром. История выгоревшего педагога

Источник pexels.com
Источник pexels.com

Звонит мне на днях подруга. Назовём её Наталья Николаевна. Она работает учительницей уже 17 лет. И я помню ситуацию с одним сложным ребёнком у неё в классе. Она рассказывала в прошлом году. Тогда это был шестой класс. Ребёнок очень плохо учился. И однажды папа этого мальчика встретил Наталью на улице, буквально физически прижал к стенке и сказал: «Если ты (именно на „ты“) ещё раз моему сыну поставишь „двойку“, я буду с тобой разговаривать в другом месте».

Папа в том числе был у директора. Директор поговорила с моей подругой, сказала, что лучше не связываться и «двойки» не ставить. Потом директор стала при любом удобном случае моей подруге это напоминать, причём, на общих собраниях тоже. Абсолютно все совещания в прошлом и в этом году заканчиваются фразой: «... а то будем, как Наталья Николаевна».

А звонит она мне вот с чем, дальше привожу её монолог:

«Я иду от психолога. В сентябре этот мальчик в очередной раз мне нахамил при всём классе. Я впервые переступила черту и ответила ему. И странная штука, я внутри себя почувствовала, что мне это понравилось. Мой ответ вызвал реакцию класса. Они меня прямо зауважали. И дальше вплоть до сегодняшнего дня я делала это практически каждый урок. Меня несло. Я заходила в класс, и меня перещёркивало. Я вызывала его тогда, когда точно понимала, что он не знает материал. Я злобно шутила. Не пресекала смех одноклассников.

Источник pexels.com
Источник pexels.com

В итоге я испугалась за себя. Я поняла, что становлюсь монстром. Подумала, что настало время уходить из профессии, видимо. Записалась к психологу. И вот сегодня была на первой сессии. Рассказала ей всё.

И ты знаешь, психолог сказала мне страшную вещь. Начиная с сентября, я у неё с подобным запросом двадцать первая!»

Очень много мыслей и вопросов (РИТОРИЧЕСКИХ) вызвала во мне эта история.

1. Наталья — это учитель, который рефлексирует, которая отсекла в себе эмоциональное выгорание. А сколько тех, кто нет?

2. Наталья живёт в Санкт-Петербурге, у неё есть возможность ходить к психологу. А у скольких педагогов этой возможности нет? По данным «Я-учитель» 75% учителей в 2020 году находились в состоянии эмоционального выгорания и ходили в таком состоянии на работу.

3. Главным KPI школы и российской системы образования в целом является что? Верно — ЕГЭ. Двойки никому не нужны. При всей неадекватности системы оценки (многочисленными исследованиями доказано, что система оценки, которая присуща большинству образовательных систем в мире, в том числе в России, не имеет никакого отношения к реальному стимулированию процесса познания и мотивирует только зазубривать, а не учиться) администрация школы сделает всё, чтобы «двоек» не было. А если ученик это заслужил?

4. Ещё раз вернёмся к главному KPI — ЕГЭ. За него отвечает учитель, далее показатель декомпозируется на директора и в конечном счёте, на руководителя региона. А что насчёт эмоционального состояния класса? А эмоционального состояния учителей? Это вообще кто-то измеряет? Кто-то несёт за это ответственность?

Источник pexels.com
Источник pexels.com

5. Сейчас депутат Госдумы Яна Лантратова собирает рабочую группу по разработке антибуллингового закона. Мне обещали, что я в эту группу тоже вошла (встреч ещё не было, поэтому пока только «обещали»). Это нужно, важно и спасибо Яне за эту инициативу. Но и тут масса вопросов. Стимулирование результата на страхе. Проходили, да, в какой-то мере это работает. Но именно в какой-то. Только в совокупности с комплексом других мер, в первую очередь, должен быть упомянутый мной KPI по эмоциональному состоянию людей в школе, о котором написала в пункте 4, во вторую очередь, нужно ещё очень много сделать для формирования у педагогов навыка профилактики буллинга и лечения группы, заражённой травлей. Кто-то этот комплекс мер готовит?

6. Ещё одна депутат Госдумы, Анна Кузнецова, бывший детский обмудсмен, готовит законопроект по психологам в школах. Возможно, речь будет идти об увеличении штата психологов. В том числе, по итогам августовского Госсовета в школах появится должность советника по воспитательной работе. Это всё тоже нужно и важно. Но! Не станет ли это просто перекладыванием работы по управлению классом на психологов? Она, эта работа, на педагоге всё равно в первую очередь. Первая точка контакта с детьми — педагог. До психолога информация о том, что в классе травля, ещё должна как-то дойти, чтобы психолог вместе (а не вместо!) с классным руководителем выстроил стратегию лечения травли. А вот такой учитель, который, как моя Наталья, уже в активном эмоциональном выгорании и уже начал травить ученика, он дойдёт с этой проблемой до школьного психолога? Или до советника по воспитательной работе? Может, психологи нужны самим учителям в рамках соцпакета?

7. Ну и, наконец, главный вопрос. Традиционно, как и предыдущие, риторический. Когда я веду педагогам лекции и семинары по профилактике буллинга, по управлению классом, порой я слышу такие вопросы: «Что? Я должна управлять коллективом и следить за эмоциональным состоянием класса? Что ещё я должна делать за 20 тысяч рублей?» И вроде бы мы все понимаем, что да, должна. А иначе как? Мы, педагоги, своими руками формируем будущую нацию. То, какие люди через 5-10 лет встретят нас в кофейне в униформе официантов, в поликлинике в белых халатах, в окошке «Моих документов», в той же школе, зависит от нас, педагогов. Да, от родителей тоже. Но и от нас. Поэтому, да, если я педагог, я должна обеспечить эмоциональную безопасность в моём классе, я выбрала быть учителем, никто не заставлял. Но тут я снова слышу вопрос: «Что ещё я должна делать за 20 тысяч рублей? Скажите спасибо, что в школу прихожу». А ещё: «Да, я сделал выбор, ну хорошо, я уйду, а если я уйду, кто ваших детей учить будет?»

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о школе, о травле, делюсь лайфхаками и историями из жизни.

Еще вы можете помочь каналу получить признание на премии "ТопБЛОГ". Блогеры, которые получат премию, пройдут обучение и смогут улучшить свой канал. Очень верю в вашу поддержку. Чтобы помочь мне в этом, нужно сделать 4 действия.

1. Зайти по ссылке премии "ТопБЛОГ".

2. Выбрать номинацию "ПРОвоспитание"

3. Вставить ссылку на канал: https://zen.yandex.ru/id/605c50e28c070b23ae88ed39

4. Оставить свою (или любую) почту.

Книгу "Травля: со взрослыми согласовано" можно заказать тут.