В начале 21 века было принято шутить о Дэниеле Д. Льюисе в ключе – вот он снова взял «Оскар» да вернулся в Италию тачать сапоги с туфлями. Чуть позже, и без иронии, схоже говорят о Фрэнсис Маккорманд и ее ролях, вновь и вновь поставляющих ей заветные статуэтки.
«Золотой лев», два «Золотых глобуса» и три «Оскара» - главные награды «Земли кочевников», фильма, где вновь вернувшаяся Макдорманд играет одну из своих лучших ролей.
Фильм Хлои Чжао и книга Джессики Брудер обязательны к просмотру с прочтением именно сейчас. Плохо, либо хорошо, но отношения между США и РФ снова напоминают времена «холодной войны» и, как должно быть в такие времена, в обеих странах главную роль играет пропаганда. А также домыслы, ложь и байки.
«Земля кочевников», не содержащая в себе «обожаемые» основными телеканалами BLM, ЛГБТ и агрессивную военщину НАТО, честно показывает не самые приглядные моменты американской жизни. Той самой, до сих пор привлекающей к себе внимание миллионов людей по нашу сторону Атлантики и вовсе не обязательно дарящей эмигрантам только блага. Откуда им иметься в необходимых количествах, когда их же не хватает обычным коренным американцам?
Прямой рассказ о людях, в нашей с вами действительности скорее всего ставших бы бомжами, не пробирает «до печенок». Ничего сумасшедшего, откровенного или незнакомого жителям России 2021 года. Глобализация, исчезновение крохотных городков с селами, «дойка» рабочего люда до последнего, законы, частенько не замечающие обычного «маленького человека». Наш мир давно расширился и такие же события творятся здесь, в центрально-черноземном районе или, скажем Поволжье. И без разницы, какое оно – Среднее, Нижнее или самые истоки Волги-матушки.
Герои «Земли кочевников», чаще всего немолодые граждане США, выросшие с ручкой АКПП и «баранкой» в руках, настоящие номады. Они кочуют от штата к штата, частенько непонятые и непринятые своими же согражданами, применяют настоящие лайф-хаки, частенько на полном серьезе помогающие в жизни. Они работают за копейки, позволяющие купить лишний галлон топлива, упаковку консервов или даже бутылку виски подешевле. Они живут в трейлерах, домах-на-колесах или просто машинах, совершенно не приспособленных для жизни.
А еще, в стране, где все улыбаются друг другу и спрашивают «как дела?», один гражданин США легко выгонит другого или другую, решивших переночевать в своем ржавом рыдване на стоянке супермаркета. Потому что не положено.
В одной из недавних статей, посвященных феномену фильма Хлои Чжао, ее автор провел параллели между мечтателями, ищущими приключений, дауншифтерами, плывущими по жизни и героями «Земли кочевников». И, что только в плюс, статья заявляла об отсутствии рекламного посыла, как такового. Но, если попробовать разобраться, то никаких взаимосвязей между бродягами, живущими путешествиями, жителями Москвы или Питера, живущих в Азии за счет сдачи квартир в аренду и героями книги, а потом фильма… Так вот, никаких взаимосвязей между ними нет. Абсолютно.
Также, как в «Земле кочевников» нет никакой философии. Искать философию в историях самых настоящих бродяг, неприкаянных «перекати-поле» Оклахомщины или Миннесотщины, можно лишь с желанием высосать из пальца материал для статьи.
Точно также, как не бывает никакой философии в войне и произведениях, созданных на основе чьего-то опыта, также нет никакой духовности в истории Ферн и ее новых попутчиков. Именно попутчиков, здесь нет друзей как таковых. И, одновременно, это не делает героев «Земли кочевников» хуже. Причина проста: все эти люди живут и выживают на дороге, помогая друг другу и помня – дорога не прощает опрометчивого эгоизма. И это не философия, это закономерность.
В «Земле кочевников» нет нескольких смысловых слоев, закутанных в текст, как ы капустные листы. Ни книга, ни фильм не превратятся в игрушку-матрешку, прячущую внутри себя что-то, отличное от основной оболочки.
«Земля кочевников» очень честно рассказанная история о неудачниках, живущих в стране вероятного противника нашей родины. А также о склонных к самому обычному бродяжничеству, как образу жизни. Им так проще, порой лучше и, уже точно, никак не заставляет ненавидеть владельцев домов, квартир и работы с оплатой в конце каждой второй недели.
В случае, если какой-то фильм, снятый по мотивам книги, зацепил – в обязательном порядке следует ознакомиться с первоисточником. Именно в тексте всегда найдутся ответы на вопросы, легко возникающие при просмотре, а также раскроются мелочи, делающие историю еще более интересной.
В случае с «Землей кочевников» следует знать вот что - автор книги сама прошла весь путь своей героини Ферн, она работала на тех же работах, что и вновь испеченная кочевница и прожила на дороге немало месяцев. Вот так вот.