Найти тему
Хочу читать

Андрей Курпатов. Антигаджет

Автор: Наталия Богатырёва
Автор: Наталия Богатырёва

В серии «Академия смысла» московского издательства с «питерским» названием вышло несколько полезных и для родителей, и для детей книг, в основу которых легли новейшие исследования мозга. В каждой книге – научные данные о мозге и секретах мышления, принципы работы мозга и полезные советы для развития мышления детей (да и взрослых тоже).

Андрей Курпатов. Антигаджет
Андрей Курпатов. Антигаджет

Их автор – тот самый легендарный доктор Курпатов, чьи психотерапевтические телешоу в начале двухтысячных собирали солидную аудиторию и помогали многим людям решать психологические проблемы. В последние годы Андрей Курпатов изучает влияние «цифровой реальности», интернета, гаджетов на психику и мышление человека. Причем делает это на стыке нейрофизиологии, социальной психологии и психотерапии. Он инициатор проекта «Академия смысла», предлагающего технологии эффективного мышления. Свою методологию доктор Курпатов успешно адаптировал для детей. Благодаря этим книгам школьники учатся критически относиться к тому, что потребляет их мозг, учатся ответственности и экологичности мышления.

Герой книги «Антигаджет» Саша – самый обыкновенный школьник. И, как подавляющее большинство его ровесников, не вылезает из девайсов. А вот друг у него необычный. Вернее, этот друг есть у каждого из нас, но мало кто умеет с ним разговаривать. Этот друг – Мозг, который рассказывает много полезного и интересного, и Саша вроде как к нему прислушивается, но, увы, не всегда. Вот мальчик пришел из школы и, вместо того чтобы делать уроки, засел за компьютерную игру. Он оправдывает себя тем, что выбрал «полезную игру, как строить город и обороняться от врагов. «Это же прекрасная тренировка для Мозга! Настоящая стратегия! Надо много думать, стараться…» Потом Саша решает посмотреть телевизор, потом – посмотреть смешные видео в телефоне. И все – под предлогом отдохнуть после школы перед тем, как садиться за уроки. В это время его Мозг испытывает жуткие перегрузки. Выразительно и ярко описано, что происходит в голове, когда долго пялишься в экран. «Персонажи компьютерной игры переворачивали всё вокруг вверх дном, крушили приведённые в порядок знания, ломали полки с памятью…» «У Мозга рябило в глазах от всего этого буйства красок и впечатлений, а нужно было готовиться к математике…» (во время просмотра цирковой программы по телевизору). «Вокруг уже царил самый настоящий бедлам: слышались крики, вопли и глупое хихиканье… Создавалось ощущение, будто в его рабочий кабинет провели мусоропровод – всё в кучу, никакого порядка, никакого здравого смысла» (впечатление от Тик-Тока и подобных ему мобильных сервисов). В результате Саша совершенно истощен, он не может делать уроки, его тянет в сон, а всего-то хотел отдохнуть и поднять себе настроение после трудного школьного дня. Мозг популярно разъясняет вред от подобного времяпрепровождения. Оказывается, есть разница между интеллектуальным трудом (учеба, чтение книг) и просмотром бессмысленного видеоконтента в соцсетях.

Это не мешало бы запомнить и взрослым, «зависающим» в соцсетях: «Когда ты смотришь видео или играешь в игры, они тебя сами затягивают и держат. Они как злые волшебники – заколдуют, вот ты и сидишь перед ними как истукан!» Вроде бы известные истины, но почему-то мы раз за разом лезем в гаджет и закрываем глаза на то, что это делают наши дети.

На каждый аргумент обывателя (в роли которого выступает Саша) есть контраргумент специалиста (Мозг). Когда смотришь видео или играешь в гаджете, думать не надо – почему же для мозга это работа? Потому что там много информации «про цвета и формы, про события разные, а еще звуки, музыка, мельтешение!» Все это мозг должен обработать, осознать, а поскольку картинки сменяются молниеносно, то «каждую секунду новая задача, а я еще с предыдущим толком не справился!». Всё это подрывает умственные силы, разрушает нейронные связи. Нейроны, изображенные на рисунках Елены Алексеевой как разноцветные мохнатые создания, похожие на одноглазых симпатичных паучков, очень важные персонажи. Они растут и развиваются не тогда, когда на Мозг обрушивают лавину информации и не дают ни малейшего шанса спокойно осмыслить ее, а когда есть возможность самостоятельно думать, анализировать, использовать знания. Вот почему лучше прочитать книгу, чем посмотреть по ней фильм: при чтении есть время на сортировку информации, обдумывание, анализ. А просмотр видео – это перегруз впечатлениями.

Книга хоть и адресована школьникам, но приглашает к размышлениям и их родителей. Которым тоже не мешает ослабить тягу к «Одноклассникам» и Фейсбуку, вспомнить про здоровый перезагруз в виде прогулки на свежем воздухе, хорошей книжки и невиртуального общения. В том числе и с собственными детьми.

Художник Елена Алексеева сделала не просто иллюстрации, а настоящую инфографику. Картинки, стрелочки, надписи – все необходимые факты есть уже в самой инфографике. Например, вот такой факт, который заставит бить тревогу родителей, чьи дети не расстаются с девайсами: 100 500 слов и 34 ГБ* аудио- и видеоинформации каждый день через несколько лет приведут к потере 10-20% нейронных связей. Только в инфографике это выглядит еще лаконичнее и живописнее: там еще и кувыркающиеся в фиолетово-сером тумане испуганные нейрончики.

В книге акцентируется внимание на том, что необходимо соблюдать режим сна: спать не меньше 9 часов, не засиживаться допоздна. Ведь именно во сне мозг проводит «уборку». «Именно ночью из него вымываются продукты жизнедеятельности нервных клеток». Нейроны, по образному выражению автора, получают целебный душ – «моются, чтобы чистенькими и свежими встретить новый день». Мозг невыспавшегося человека – это чулан, забитый мусором и затянутый паутиной (выразительная картинка с пауками наверняка заставит задуматься любителей ночных бдений в чатах). Есть в книге лайфхаки, вроде бы хорошо известные, но подкрепленные научными знаниями. Например, о том, что лучше всего запоминается информация, прочитанная перед сном. Поэтому хорошо на ночь учить стихи, а не серфить по просторам интернета. А когда мозг устал, надо «отдыхать правильно». «Не кидайся в меня видосами, — говорит Мозг своему юному хозяину, — не мучай играми, а полистай какую-нибудь книжку, полежи, послушай спокойную музыку. Можно подремать минут пятнадцать, а если захочется, то можешь и потанцевать. И то и другое поможет мне лучше работать…» Вот такая экология мозга, к которой надо приучать с детства.

Курпатов, А. Антигаджет. Книга о том, как правильно учиться и отдыхать / Андрей Курпатов ; рассказывать и рисовать историю помогала Елена Алексеева. — Москва : Нева, 2022. — 48 с. : цв. ил. — (Академия смысла для детей).