Найти тему

Классификация конфликтов.

Конфликты можно классифицировать по разным основаниям.

В зависимости от способа разрешения конфликты бывают:

а) антагонистическими (предполагают способы их разрешения в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон, кроме одной, или полного отказа всех конфликтующих сторон, кроме одной, от стремления достичь своих целей);

б) компромиссными (допускают несколько вариантов разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, выбора способов решения, изменения сроков реализации поставленных задач, изменения условий взаимодействия и т.д.).

В зависимости от направления воздействия конфликты делятся:

а) на вертикальные (предполагают взаимодействие субъектов вертикального подчинения: руководитель—подчиненный, предприятие—вышестоящая организация);

б) горизонтальные (предполагают взаимодействие равных по иерархической власти субъектов).

В зависимости от количества участников конфликты бывают:

а) внутриличностные (столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов);

б) межличностные (предполагают столкновение индивидов между собой);

в) между личностью и группой (возникают при несоответствии поведения личности нормам группы, ее ожиданиям);

г) межгрупповые (при которых конфликтующими сторонами выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и препятствующие осуществлению своих намерений).

Виды внутриличностных конфликтов

• Мотивационный (между «хочу» и «хочу»). В этом конфликте у человека вступают в противоречие два одинаковых по силе желания, которые невозможно осуществить одновременно. Например, желание сделать карьеру и посвятить себя семье. Выбор карьеры вызовет сожаления и страдание по поводу семейной нереализованности.

• Нравственный (между «хочу» и «надо»). Конфликт между желанием и нашим нравственным долгом. Например, медработник может лететь в отпуск в самолете, а кому-то стало плохо и просят подойти помочь. Противоречие возникает, если нет желания брать на себя ответственность, но в то же время внутренний моральный долг требует помочь тому, кто оказался в беде.

• Нереализованное желание («хочу» и «не могу»). Такой внутренний конфликт связан с тем, что наши желания не совпадают с возможностями. Например, женщина хочет быть матерью, но по состоянию здоровья не может родить ребенка.

• Ролевой («надо» и «надо»). Такой внутренний конфликт возникает, когда ситуация требует от нас противоречивых действий. Например, сотрудник полиции, узнал, что его друг – преступник и вор. С одной стороны – долг дружбы требует сохранять верность друзьям в любых ситуациях, а с другой стороны – долг служителя правопорядка – способствовать поимке и задержанию преступников.

• Адаптационный («надо» и «не могу»). Такой внутренний конфликт возникает, когда ситуация требует от нас действий в соответствии с нашим долгом, но нет моральных сил его выполнить. Например, новобранцу необходимо в условиях реального боя выполнить боевую задачу, но от страха он не может ничего сделать, впадает в ступор.

• Неадекватная самооценка («могу» и «не могу»). Такой внутренний конфликт возникает, когда человек неправильно оценивает свои возможности и ставит себе недостижимые цели, результатом чего может стать разочарование, стыд.

Конфликт как тип трудных ситуаций

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов рассматривают конфликт в рамках трудных ситуаций в жизнедеятельности человека. Трудная ситуация характеризуется следующими обстоятельствами: сложной обстановкой, активностью мотивов личности, нарушением между профессиональными возможностями человека и требованиями, предъявляемыми к нему его деятельностью.

Трудная ситуация жизнедеятельности определяется разбалансированностью системы «задача – личные возможности и (или) мотивы – условия среды», что вызывает психологическую напряженность у человека. Трудность ситуации зависит от степени рассогласования.

Основные виды трудных ситуаций – это ситуации деятельности, социального взаимодействия и внутриличностного плана.

Признаки трудной ситуации:

- наличие трудности, осознание личностью угрозы;

- состояние психической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта;

- заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения.

В зависимости от того, как воспринимается угроза, трудные ситуации могут иметь три уровня:

1. трудности, как потенциальная угроза;

2. трудность, как непосредственная угроза;

3. трудности, как реализующаяся угроза.

Наглядно трудные ситуации жизнедеятельности человека можно представить в виде следующей схемы.

В связи с вышесказанным трудные ситуации могут выступать на трех уровнях:

1) потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, социального взаимодействия, внутриличностные затруднения);

2) непосредственная угроза (аварийные ситуации в деятельности, предконфликтные в социальном взаимодействии, внутриличностныпе конфликты);

3) реализующаяся угроза (экстремальные, боевые ситуации в деятельности, конфликтные ситуации в социальном взаимодействии, внутриличностные кризисы).

Полную лекцию см. на сайте https://psylaser.ru/lectures/psychology-conflict/classification-conflicts.html

Сайт с лекциями по психологии https://psylaser.ru/