А также о шахматах, неудачных проектах и многом другом.
В конце этого года – 30 декабря – отечественный кинематограф подарит нам «Чемпиона мира». Это экранизация знаменитого шахматного противостояния 1978 года между 27-летним Анатолием Карповым (Иван Янковский) и 47-летним Виктором Корчным (Константин Хабенский).
В преддверии выхода картины мы встретились с Константином Хабенским в МХТ имени Чехова, расположились в солидной переговорной и пообщались о предстоящем кино, театре и многом другом.
GQ: С вашим участием скоро выйдет фильм «Чемпион мира». Как я понял, он задумывался до премьеры «Хода королевы». Как в итоге шоу Netflix повлияло на ваш проект?
Константин Хабенский: «Ход королевы» вышел в тот момент, когда мы уже находились в съемочном периоде. Частично от некоторых сценарных задумок пришлось отказаться, потому что это уже было использовано. Идеи витают в воздухе, поэтому я уверен, что сценаристы и консультанты между собой не общались.
А как вы думаете, ажиотаж вокруг «Хода королевы» подготовил почву для «Чемпиона мира»? Или, наоборот, перетянул все внимание на себя?
Скорее всего, это вопрос к продюсерам. Для меня, как для зрителя, чем больше хороших фильмов, тем лучше. Поэтому перетянул – не перетянул. Я думаю, что подготовил с точки зрения ожидания: «А как мы?». А как мы?
Как с «Чернобылем», значит.
Наверное, да.
Как вы думаете, почему в последнее время все начали говорить про шахматы?
А почему начинают вдруг все поголовно ставить Гамлета или какого-то другого автора? Вот бывают такие периоды. Это непрогнозируемая история, это история общего в хорошем смысле напряжения в воздухе, которое людей-творцов провоцирует на постановки и съемки фильмов. Поэтому здесь точного ответа нет. Это не то что: «Ого! Шахматы! Обязательно надо снимать, потому что это очень динамично и стопроцентный блокбастер». Нет, это, наоборот, очень рискованно.
Шахматы? Какая там динамика? Наверное, вокруг самой игры.
Тут важно, как все это сложится на экране. Потому что если ты находишься рядом с людьми, которые действительно погружены в эту игру, то энергетика, которую они излучают, очень сильно на тебя воздействует. Другой вопрос – сможем ли мы в кино передать эту энергетику, это пиковое напряжение, состояние людей, играющих в шахматы. Это не бытовая история.
Чем для вас лично важен этот проект? Что особенного в нем запомнилось?
Для меня важен этот проект серьезностью подхода к делу режиссера Алексея Сидорова. Если что-то запомнилось, то это Алексей и его работа на площадке с актерами и самим собой. Это не был человек, который все знает и умеет. Это человек, который в постоянном поиске языка и энергии разговора, поиска того, что происходит с людьми. Это не просто игра, это не просто фигуры. Это люди, которые играют в эти фигуры.
А вы сами играете?
На любительском уровне.
Все мы знаем, насколько благотворно стриминговые платформы повлияли на отечественный кинематограф. Но сейчас у многих возникают тревоги по поводу возможного цензурирования их контента. Как вы думаете, смогут ли регулирующие органы повлиять на повестку стримингов или вовсе сузить контекст?
Я дружу с онлайн-кинотеатром IVI, являюсь их амбассадором и могу сказать, что это правда удобно. Стриминги предлагают качественное кино, это говорит о том, что индустрия развивается, и выигрывает от этого не только зритель, но и профессиональное сообщество. Что касается цензуры, я, честно говоря, не совсем в теме. Я просто не владею материалом. У вас есть какая-то информация, у меня – нет. Поэтому я не очень хочу входить в этот диалог, нужно самому изучить тему.
Раньше мы гордились шахматистами и спустя время вспоминаем об их заслугах. Как вы думаете, кем мы будем гордиться спустя десятилетия?
Я очень надеюсь, что мы будем гордиться нашими детьми, которые сделают все намного лучше, правильнее и проще. Вот такой ответ вас устраивает?
Конечно, устраивает. Лаконично, содержательно, по делу. Скажите, а сколько проектов с собой вы считаете неудавшимися? Есть такие?
Есть, конечно. Даже если с точки зрения зрительской они довольно успешны, внутренняя своя планка или оценка тех или иных вещей оставляет желать лучшего или совсем печальной остается. Про некоторые проекты я вообще даже не разговариваю. И не считаю, что они в моей биографии были. Я сейчас не буду их озвучивать. Я живой человек, я могу ошибаться, могу кому-то давать возможность что-то сделать и очень сильно потом горевать.
А хотя бы в процентном соотношении можете назвать, сколько их?
Которые совсем вычеркнуты из моей жизни – один к десяти. Про остальные уже можно разговаривать и признавать те или иные ошибки. Они имеют право на жизнь, моя личная оценка – другое дело.
Вам скоро исполнится 50 лет.
Не пугайте.
Как вы вообще чувствуете себя в этом возрасте?
Да все работает пока. Снизу доверху в рабочем режиме.
Это хорошо.
Я тоже так думаю.
С недавних пор вы стали художественным руководителем МХТ имени Чехова. Какие кардинальные изменения и нововведения ждут театр?
Я, наверное, сформулирую это в начале следующего сезона, потому что за месяц никаких серьезных штук придумать, продумать, реализовать невозможно. Скажу просто. Что делать с Московским художественным театром? С Московским художественным театром мы делать ничего не будем! А дальше – обеспечить всех по возможности интересной работой и вернуть зрителя. Это нормальное поведение любого здравомыслящего человека. Никакого велосипеда изобретать не надо.
А вы больше будете продолжать традиции Олега Табакова или создавать свои?
Давайте я начну работать. Я считаю, что не всегда нужно говорить умные и красивые слова, лучше сделать какие-то дела, а умничать потом. Потому что я знаю многих людей, которые после умных и красивых слов более ничего сделать не смогли. Поэтому я все-таки считаю, что надо поработать.
«Арт-Хаб» – это ваша концепция?
Да.
Про что она?
Я просто систематизировал то, что было раньше. Я не сделал никакого открытия Америки. Поиск современной драматургии, поиск «молодых», я не говорю, что это возрастная категория, новых режиссеров – так точнее. Я попытался расписать все на два сезона вперед для того, чтобы у нас были прогнозируемые премьеры и прогнозируемые возможные открытия новых имен. Раньше все было несколько хаотично. Сейчас, по крайней мере, все расписано на два года. Люди с юмором поймут, что «Арт-Хаб» – это двойная игра слов. Так сложилось прекрасно. Знаете, идея «Арт-Хаба» состоит еще в том, что после каждого чтения и представления пьес будут проходить питчинги режиссеров для зрителя и обсуждение с ним. Так зритель будет иметь возможность принимать участие в формировании репертуара МХТ. Вот такое нововведение.
Условно – голосовать.
Это живое голосование, эмоциональное и, вполне возможно, электронное. То есть тут будут некая сопричастность и интерес зрителя. Мне кажется, в этом смысле это вкусная перспектива.
Действительно, когда зритель может формировать повестку.
Принимать участие. Это разные вещи.
Кстати, что вас последнее впечатлило из кинематографа?
В этом году не могу сказать, объясню почему. У меня бывает такая редкая возможность, и сейчас она наступит перед голосованием «Золотого орла» и «Ники». Мне, как члену академии, присылают фильмы для голосования. И я использую это время как период ликбеза. Пока он не наступил еще, но обычно я жадно смотрю, стараюсь максимум посмотреть, чтобы честно отдать свой голос. Не за знакомых, а просто за работы. Это очень важно, я считаю. Начни с себя, и потянутся все остальные. Этот вопрос чуть-чуть рано вы задали.
Какое кино вы в принципе любите?
Про людей.
То есть про животных уже не так интересно?
Нет, почему. Про животных – отдельная история, если это снято хорошо, красиво, бесстрашно, конечно. Но про людей интереснее.
Записал Дмитрий Петросьянц