С приходом христианства повсеместно уничтожались древние изображения славянских богов: каменных - сбрасывали в реку, деревянных - сжигали, но это не помогло уничтожить народную память. Да и сами христиане не чурались плагиата - использовали народные верования в своей религии. Так Скотий бог Велес в христианстве перевоплощается в Николая-Чудотворца. Кстати говоря, на старинных иконах этот святой имел такие же рожки, как Велес.
Конечно со временем иконография изменилась, но память о славянских корнях сохранилась в народных сказках. О взаимодействии наших предков с небожителями напоминает образ Бабы Яги, которая и по земле ходит, и по небу летает, т.е. живет между мирами - мертвых (Нави) и живых (Яви) - следовательно тоже является божественным существом, способным изменить судьбу людей: после общения с ней Иван умнеет и становится в итоге царевичем.
Имя Баба Яга понятно не только на русском, но и на древнейшем санскрите, где оно звучит как Йога (связь) или Ягья (жертвоприношение). По другой версии, прообразом Бабы Яги была богиня Йогиня-Матушка, покровительница детей-сирот, которую народ уважительно звал Яга-Златая Нога, поскольку летала она на небесной колеснице и собирала по всей земле обездоленных детей.
Сказки повествуют, как наши предки обращались к своим богам, просили их помощи и получали ее. А порой и бросали вызов могущественным небожителям - например Кощею Бессмертному. Но поскольку бессмертны только боги, значит и Кощей - божество, сын богини МаКОШЬ.
Этот персонаж - память о Чернобоге-разрушителе, боге увядания и смерти из славянского пантеона. Победа над ним - символ начала нового цикла жизни, расцвета и благоденствия.
Эти традии дошли до нас из глубины веков, и чем больше мы обращаемся к мифам славян, тем больше подуровней головного мозга открываем у себя, учимся более продуктивно пользоваться собственным "черепно-мозговым компьютером".
Еще в первой четверти XIX века сохранялась традиция приглашать в дом сказителей и долгими зимними вечерами слушать сказки и былины. Именно так и родился поэтический цикл. А. С.Пушкина, который заимствовал сказочные сюжеты из рассказов свей няни Арины Родионовны.
Тем не менее, сказки Пушкина не стоит воспринимать, как фантазии великого поэта. Это переложение древних русских мифов, которые народ передавал веками из уст в уста. Например, на Руси был достаточно долгий и трудный период, когда крестьяне попадали в рабство в монастыри. Отношение простого люда к священнослужителям нашло отражение в сказках. Как тут не вспомнить "Сказку о попе и работнике его Балде" АС.Пушкина, где "поп-толоконный лоб" получает по заслугам за свою жадность от своего работника, нанятого за бесценок?
Устное народное творчество учит не только разделять, анализировать собственный жизненный опыт. В процессе чтения русских народных сказок формируются психические способности. Многие, наверняка задаются вопросом, ну, зачем наши сказки пугают детей Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, Змеем Горынычем? А ведь кроме вышеуказанных есть еще водяница, поджидающая у водоемов и заманивающая путников в воду, которая при ближайшем рассмотрении оказывается вовсе не красавицей, а нежитью с бледной кожей и острыми черными зубами Лохматый волк-бирюк крадет младенцев прямо из колыбели. А прямо на лесной тропе поджидает невезучего прохожего одноногое и одноглазое Лихо, способное прилипнуть к нему и испоганить жизнь, Леший, который водит заблудившихся кругами, кикиморы, водяные и так далее.
Однако нам стоит понять, что это - не просто страшилки, а тренировка детского интеллекта от опасностей, виртуальная площадка для развития ума, а не книжка советов!
Продолжение следует: русские сказки о мироздании; можем ли мы попасть в другой мир?
Понравилось? Поставьте, пожалуйста, лайк. Подписывайтесь на мой канал.
Источник: Игорь Прокопенко. "Самые шокирующие гипотезы"