Готовить дома — снова модно. Если в начале пандемии возвращение к кухонной плите казалось временной мерой, за полтора года потребители успели войти во вкус и кардинально поменять гастрономические привычки. Недавнее исследование компании Tetra Pak помогло утвердиться во мнении — домашнее приготовление основных блюд и перекусов с нами надолго. Для производителей кетчупов, соусов, пассат и других томатных полуфабрикатов результаты аналитики имеют особое практическое значение. Они помогают определить вектор развития бизнеса: создавать более востребованные для потребителей продукты, наделять их новыми ценностями и смыслами.
Как изменились кулинарные предпочтения в 2021?
Компания Tetra Pak провела опрос среди 7000 потребителей в семи странах, чтобы понять, как выглядит среднестатистический рацион в 2021 году. Последние несколько лет в корне изменили привычный стиль жизни, а вместе с ним подход к выбору еды на каждый день. Вместо ресторанных бизнес-ланчей или заказа готовых блюд в обеденный перерыв все больше людей предпочитает готовить пищу самостоятельно. 67% опрошенных из США, Великобритании, Испании, Бразилии, Саудовской Аравии, Японии и Китая заявили, что стали готовить дома чаще. 44% отметили, что изменение привычек благотворно отразилось на их бюджете. В России эта тенденция еще сильнее, так как накладывается на богатую традицию домашней кулинарии.
Смена привычек наиболее заметна среди молодых людей. Потребители 18-24 лет чаще других отказываются от кофе на бегу или перекуса стритфудом в пользу полноценных домашних завтраков и обедов. При этом 67% респондентов не планируют изменять приготовлению еды своими руками, даже когда рестораны вернутся к нормальному режиму работы. Разработка продуктов, которые будут интересны представителям поколения Z, становится важным стратегическим направлением для производителей полуфабрикатов.
Еще одна повсеместная тенденция — фокус на собственном здоровье. Люди все больше заинтересованы в натуральных продуктах с прозрачным составом и происхождением. В условиях дефицита движения возможность снизить потребление добавленных сахаров и жиров для многих вышла на первый план. Потребители стремятся использовать ингредиенты с более высокой пищевой ценностью, без консервантов или непонятных добавок — приготовление пищи своими руками дает ощущение контроля 31% респондентов.
Какими качествами должен обладать успешный томатный продукт
Полуфабрикаты — верные помощники на современной кухне. 87% респондентов используют три и более продукта данной категории ежемесячно. 86% потребителей добиваются желанного вкуса с помощью заправок или приправ. 78% регулярно применяют полуфабрикаты из овощей и бобовых. Томатные полуфабрикаты, готовые соусы — незаменимые ингредиенты для 66% опрошенных.
H3: Польза для здоровья
58% потребителей оценивают домашнюю еду как более полезную. Все больше людей увлекается правильным питанием, стараясь сделать рацион более сбалансированным, безопасным для себя и планеты. Отсюда растущая популярность органических, фермерских, веганских продуктов. Среди полуфабрикатов все большим спросом пользуются товары с «чистой этикеткой» — изготовленные из небольшого количества знакомых натуральных ингредиентов, с минимумом консервантов.
Отношение покупателей наглядно иллюстрируют продукты с индексом Е. За буквенно-цифровым кодом часто скрываются хорошо знакомые безобидные компоненты: агар (Е406), пектины (Е440), шафран (Е164), куркумин (Е100), свекольный краситель (Е162). Но для потребителей они выглядят непонятным набором знаков — химией, которую не особо хочется видеть в тарелке. Позиционирование полуфабрикатов как более здоровых и натуральных, наоборот, помогает завоевать большую лояльность аудитории.
Простота и универсальность
С переходом на удаленный формат работы или учебы у людей появляется больше времени для приготовления любимых блюд. Тем не менее они по-прежнему не готовы стоять у плиты несколько часов. 30% потребителей используют полуфабрикаты, чтобы облегчить процесс готовки.
Людям нравится питаться вкусно и разнообразно, но при этом не тратить на приготовление еды много времени. В 51% случаев томатные полуфабрикаты выступают ингредиентом простых повседневных блюд. Но это не делает их скучными! Универсальный сценарий — разделить кастрюлю спагетти на несколько приемов пищи, каждый раз добавляя новый соус. Томатную основу легко комбинировать с любым мясом, морепродуктами, овощами, получая новое блюдо с ярким вкусом.
Экономия времени — первостепенное достоинство томатных соусов, кетчупов и пассатов для 38% опрошенных. Еще для 27% важно, чтобы полуфабрикаты помогали упростить жизнь, отличались прекрасным вкусом, хорошим соотношением цены и качества.
Натуральность и безопасность
24% респондентов готовы отказаться от покупки, если состав покажется им ненатуральным. Вторым по важности критерием является безопасность — она волнует каждого 4 покупателя.
Домашнее питание становится более осознанным. Это проявляется не только в тренде на органические продукты, но также в стремлении производить меньше отходов. Наличие перерабатываемой упаковки — один из факторов, которые влияют на потребительский выбор. Функциональность и прочность упаковки также не сдают позиций. Потребители предпочитают полуфабрикаты, которые удобно хранить, открывать, а в финале — выдавить до последней капли. Еще лучше, если изделие не будет портиться вне холодильника.
Как вывести новую томатную линейку на рынок
Несмотря на всеобщую востребованность томатных полуфабрикатов, успешно вывести новую линейку на рынок или осуществить грамотный ребрендинг существующих позиций под силу только лучшим игрокам. Натуральные ингредиенты, минимум консервантов, способ обработки с сохранением большего количества питательных веществ, экологичная упаковка — потребители предъявляют все больше требований к продуктам питания. Завоевать расположение аудитории смогут лишь производители, применяющие комплексный подход.