Найти тему
АвиаОбоз

10 вопросов при определении модели самолета. Окончание

Сегодня мы продолжаем разговор, начатый несколько дней назад, как отличить самолеты друг от друга, несмотря на то, что за последние десятилетия выпущены тысячи их модификаций. Даже самый опытный фанат авиации не сможет распознать их все, ведь моделей и модификаций слишком много

Фото: AeroTime News
Фото: AeroTime News

6. Размером побольше. Airbus A300, A310, 330

Airbus - это конгломерат европейских производителей самолетов, которые в 1960-х годах объединились для создания конкуренции американским компаниям.

Его первый самолет A300 был революционным. Он заполнил разрыв между межконтинентальными широкофюзеляжными авиалайнерами и меньшими моделями, использующиеся только внутри континента.

С течением времени A300 трансформировался в A310 и A330, которые во многом взаимосвязаны и остаются популярными по сей день. И хотя производство A300 и A310 было прекращено после появления A330, более старые модели все еще летают по всему миру.

Как же их отличить? Это сложная задача, особенно если принять во внимание, что все они являются производными друг друга и имеют примерно одинаковую форму фюзеляжа.

Но все-таки есть заметные отличия. Airbus A330, самый новый из трех названных самолетов, имеет большую выпуклость внизу, между крыльями. Эта особенность очень заметна с первого взгляда.

A300 и A310 сложнее отличить друг от друга, но и тут есть несколько отличительных черт. Во-первых, А310 короче. Но учитывая, что вы вряд ли встретите их рядом друг с другом, это не особо полезная информация. У А300 нет запасного выхода над крылом. A310 немного новее и должен был выполнен по другим правилам, которые требовали дополнительной двери. Однако на грузовых версиях самолета дверцы нет.

Но если вам удастся обнаружить первые два момента, а затем увидеть выпуклость A330, вы можете считать себя истинным знатоком европейских самолетов. Поздравляю.

Руководство по определению Airbus A300, A310, A330. Фото: Эдуард Онищенко/Fæ/Ken Fielding
Руководство по определению Airbus A300, A310, A330. Фото: Эдуард Онищенко/Fæ/Ken Fielding

5. Еще больше. Boeing 777 и В767

В767 стал ответом Boeing на Airbus A300, это не самый большой широкофюзеляжный самолет для тех случаев, когда В737 маловат. Затем, в конце 1980-х годов, Boeing разработал первый межконтинентальный двухмоторный самолет В777, который заполнил нишу между В747 и В767.

Во-первых, и В767, и В777 следует отличать от A300 и его производных. Это не сложная задача.

В то время как все три самолета имеют несколько схожие носы, у Boeing на животе есть ярко выраженная выпуклость, похожая на A330, но немного меньшего размере. У А330 также есть особенность, унаследованная от старших собратьев – скошенный край окна кабины. У Boeing этого нет.

Теперь вернемся к В777 и В767. Первый заметно крупнее, но это довольно сложно заметить, глядя на них по одиночке. В767 намного старше, и их все еще достаточно, чтобы вызвать некоторую путаницу. Тогда как определить?

Есть два основных отличия. Во-первых, поскольку В777 намного больше и тяжелее, он требует более мощного шасси, с шестью колесами на каждой по сравнению с четырьмя на В767. Во-вторых, с определенных углов заметно, что на фюзеляже В777 самолета есть небольшой горб сразу за кабиной. И, наконец, конец APU у В777 плоский, а у В767 круглый, что делает их легко узнаваемыми сзади.

Руководство по определению Boeing 777 и 767. Фото: BriYYZ/Julian Herzog
Руководство по определению Boeing 777 и 767. Фото: BriYYZ/Julian Herzog

4. Новички. Airbus A350XWB и Boeing 787 Dreamliner

Это довольно новые самолеты, их самая примечательная особенность – гораздо большее использование современных композитных материалов. Но за окраской самолета, к сожалению, невозможно увидеть, сделан ли самолет из углеродного волокна или металла.

Однако два рассматриваемых образца чем-то похожи. Оба широкофюзеляжные. В787 - это альтернатива Airbus A330, а A350 - это ответ на В777. Самолеты немного отличаются по размеру, но они считаются конкурентами в основном потому, что оба были задуманы и получили жизнь в начале 21 века.

Оба имеют скошенные вниз носы, что отличает их от более старых широкофюзеляжных моделей, таких как В777 и A330. Они также намного больше, чем A220 и E-Jets. И длина, и размах крыльев примерно вдвое больше, что особенно заметно, если смотреть из иллюминатора.

Как и все самолеты Boeing последнего поколения, В787 отличается зубчатой формой задней части мотогондолы, чего вы не сможете пропустить, заметив ее однажды. Двигатели A350 гладкие, но зато у самолета есть собственная изюминка - «солнцезащитные очки».

Все самолеты этой модели имеют черный контур вокруг окон кабины пилотов, особенность, которую Airbus распространяет на все новые самолеты A320 и A330. И как только вы заметите черный контур, вам останется только выбрать между несколькими моделями Airbus. А благодаря размеру и форме носа их уже будет легко определить.

Да, и законцовки крыла у В787 и A350 тоже совершенно разные. У Airbus они ярко выражены и изящно скошены вверх. У Boeing - горизонтальные удлинители крыла, которое слегка изгибается и делает крыло В787 похожим на крыло ласточки.

Airbus A350 Boeing 787 руководство по определению. Фото: Valentin Hintikka/N509FZ
Airbus A350 Boeing 787 руководство по определению. Фото: Valentin Hintikka/N509FZ

3. Классика. Разные поколения Boeing 737

Итак, вы уже можете заметить разницу между моделями самолетов. Что теперь?

Следующим шагом будет определение разных поколений и вариантов одной и той же модели. Начнем с самого популярного воздушного судна.

B737 производится компанией Boeing более полувека. У самолета более десятка модификаций, а это означает, что семейство 737 действительно довольно обширно. Но их можно условно разделить на четыре поколения, каждое из которых соответствует значительным изменениям в конструкции самолетов.

Рассматривать первое поколение, B737-100 и В737-200, не особенно актуально, поскольку в настоящее время оно в основном предназначено для музеев. Однако, если вам посчастливится встретить один из таких, отличить от более поздних моделей будет довольно легко. Посмотрите на двигатели. Винтажный Boeing, скорее всего, будет иметь узкие вытянутые силовые агрегаты. К тому же у них нет уже привычного спинного плавника. Но с Airbus A320 его точно не перепутаешь.

Второе поколение, которое называется Classic, включает три модификации: В737-300, -400 и -500. Они различаются только по длине.

Как и у третьего поколения, которое довольно удачно названо Next Generation, у них есть большие двигатели, получившие прозвище Hamster Pouch из-за приплюснутой внизу мотогондолы.

NG - Next Generation (В737-600, -700, -800 и -900) заменили Classics в 1990-х годах. У них похожие двигатели, но есть отличительная новинка: законцовки крыла. В то время как крылья Classics заканчиваются резко обрываются, у NG они изящно изогнуты. Некоторые законцовки крыла у NG наклонены вверх, другие имеют дополнительную ветвь, загнутую вниз.

А что с MAX? Самая отличительная черта четвертого поколения В737 - это, конечно же, споры вокруг него. Boeing продвинул двигатели дальше вперед, и это решение считается неоднозначным. Задняя часть двигателей В737 также имеют зубчатые края, как и у В787.

Но самая большая разница заключается в законцовках крыла: у MAX отсутствуют изящные изгибы и на концах крыльев можно видеть два небольших треугольника, один из которых направлен вниз, а другой - вверх.

Руководство по определению самолетов Boeing 737. Фото: Felipealvarez/Makaristos/ Arpingstone/Jakub Hałun
Руководство по определению самолетов Boeing 737. Фото: Felipealvarez/Makaristos/ Arpingstone/Jakub Hałun

2. А что у конкурентов. Варианты Airbus A320.

У A320, крупнейшего конкурента B737, меньше поколений. Но это не значит, что у самолета мало модификаций.

A320 - это базовый вариант, выпущенный в 1980-х годах. Семейство названо в честь него, хотя первоначально было разработано три модификации: A318, A319 и A321.

На первый взгляд самолеты отличаются, но только длиной. A318 - самый короткий, а A321 - самый длинный. Помимо количества окон и дверей, у самолета отсутствуют другие отличительные особенности. Придется как следует изучить эти фотографии, чтобы натренировать свой глаз.

В 2010-х годах модель была обновлена, а новое поколение было названо A320neo - new engine option - «новый вариант двигателя», и задним числом переименовано предыдущее поколение в ceo - current engine option - текущий вариант двигателя.

Сами по себе новые двигатели не так-то легко определить, особенно потому, что в обоих поколениях есть несколько разных двигателей разной формы. Однако это также важная отличительная черта, поскольку другие улучшения, такие как авионика, не так легко заметны снаружи.

Еще одна вещь, на которую нужно посмотреть, - это законцовки крыла. В середине 2000-х Airbus представил свою разработку – sharklets – законцовки крыла, которые изящно загибаются вверх. Все самолеты neo оснащены ими по умолчанию, в то время как предыдущие модификации могут иметь разные варианты или не иметь их вообще. К сожалению, Airbus планирует установить sharklets и на свои старые модели, так что доверять этой особенности самолета уже нельзя.

Руководство по определению Airbus A320. Фото: Fæ/Peter Bakema/Riik @ mctr/Björn Strey
Руководство по определению Airbus A320. Фото: Fæ/Peter Bakema/Riik @ mctr/Björn Strey

1. Все королевы. Разные поколения Boeing 747

Мы начали с jumbo, с ними и закончим.

В747 любят все. Хотя различить «Королеву небес» и Airbus A380 не так уж сложно, определение модификаций Boeing 747 - более сложная задача.

В отличие от В737 варианты Queen не делятся отчетливо на поколения, и их наиболее отличительной особенностью является длина фюзеляжа.

Самый узнаваемый вариант - В747SP. Это короткое и почти вымершее животное. В747SP был результатом уменьшения фюзеляжа В747-100, так же как В747-200 был сделан путем ее удлинения. Все три модификации больше не используются в коммерческих целях, но их можно встретить в некоторых правительственных флотах.

В747-300 и В747-400 можно условно назвать вторым поколением, и они имеют более длинную верхнюю палубу. В747-300 уже отправлен на пенсию всеми пассажирскими операторами. И если вы видите В747, и это не В747-8, то это, скорее всего, В747-400.

Последнее «поколение» В747 было разработано в 2000-х годах в ответ на Airbus A380. Их самая отличительная особенность - зубчатые гондолы двигателя, подобные тем, что есть на В787 и 7В37 MAX.

На сегодня сделано всего два варианта - пассажирский В747-8I и грузовой В747-8F. Если у самолета есть иллюминаторы - это буква I, а если их нет, то это F.

Руководство по определению Boeing 747. Фото: byeangel/Oliver Holzbauer/Kiefer
Руководство по определению Boeing 747. Фото: byeangel/Oliver Holzbauer/Kiefer

И это весь наш список. Конечно, когда вы начинаете смотреть на менее известные самолеты, все начинает усложняться. Но это история для другого рассказа.

Источник: AeroTime Hub

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале