Найти тему
ScaleModel

Инструкция по чистке и обслуживанию аэрографа

Оглавление

Всем привет!

Я уже снимал видео про чистку аэрографа. На тот момент я им пользовался около четырех месяцев. Неопытность решает. Естественно, меня закидали тапками опытные.

Теперь я могу сформулировать и рассказать про способы чистки и ухода за этим капризным, но очень нужным инструментом.

Итак, давайте рассматривать как ухаживать за аэром, чтобы он послужил долгую службу своему владельцу и радовал результатом окраски.

Абсолютно все методы ухода основываются на официальных рекомендациях производителей. Но вы знаете, что порой эти рекомендации дорабатываются на основе личного опыта и изучения конструкции аэрографов разных типов.

Для промывки аэрографа нужен растворитель.

Про растворители и разбавители я писал здесь:

Все производители рекомендуют использовать родной растворитель для краски, которой вы пользуетесь. Тут ситуация ясна - чисто рынок, покупайте нашу краску и наш растворитель фирменный. Короче говоря, уайт-спирит для эмалей и водно-спиртовую композицию для акрилов. Это работает, но расход растворителя больше. Поэтому лучше использовать специальные жидкости для промывки.

Родные средства для разбавления краски являются именно разбавителями, для жесткого растворения остатков они подходят, но со своей задачей они справляются в два-три захода. В разбавителях содержатся нелетучие вещества, которые предотвращают распад краски. Для промывки это не нужно - они сами становятся загрязнениями. При использовании разных типов красок, их родные разбавители будут конфликтовать друг с другом. Будет происходить образование комков и гранулирование остатков краски. Это может привести к забиванию материального сопла.

В интернете гуляет вредный совет использовать жидкость для мытья стекол: например Мистер Мускул и другие заменители оригинальной рецептуры Windex. Давайте разбираться откуда растут ноги:

В США оригинальный Виндекс используется для очистки всего-на-свете. Ровно так же для смазки всего рекомендуют попшикать WD-40. Оригинальная рецептура Виндекса состоит из воды, 4% изопропилового спирта, 1% этиленгликоля, 0.1% лаурилсульфата натрия и 28% нашатыря (ну и различные отдушки и смягчители до кучи). Иными словами, это разведенный нашатырный спирт с каплей стирального порошка и минимальным количеством органического растворителя. Для стекол пойдет.

А теперь задумаемся, как эта меланж инфернал должна растворять акриловые или пентафталевые эмульсии... Так что не пойдет. Даже не пытайтесь лить эту дичь для очистки в бачок. Лучше помойте ею стекла.

В качестве альтернативы, неплохо сработать растворитель для лаков (Lacquer Thinner). Основа на ацетоне, хорошо растворяет многие краски. Но ацетон - растворитель слабый. Его преимущество в высокой скорости испарения и низкой вонючести. Растворители для лаков в свете этих свойств имеет смысл использовать для окончательной промывки, когда основные загрязнения уже удалены.

Лучшее и универсальное решение - специализированная жидкость для промывки или многокомпонентный растворитель 640-х серий. Отечественные растворители состоят преимущественно из толуола с добавками и эффективно растворяют как акрилы, так и эмали, а также нитролаки, но отличаются запахом и у них сильно скачет качество в зависимости от производителя и партии.

Специализированные фирменные жидкости для промывки представляют собой чистый дихлорэтан, бутилацетат или подобный растворитель; они действуют лучше, а качество у них стабильнее У них хорошая текучесть и способность вымывать остатки из труднодоступных мест.

Из сравнительно безвредных средств ничего лучше не придумано. Из ядовитых - хлороформ, тетрахлорметан. Растворят все, заодно убьют все живое. Официально не советую ими пользоваться - даже при крайней надобности.

Что еще нам понадобится кроме растворителя?

Емкость для продувки.

Нужна, чтобы собирать в ней остатки краски, растворителя и прочие отходы жизнедеятельности аэрографа. Продаются специализированные емкости, но вполне можно обойтись и импровизированной - она наполняется теплой водой, которая растворяет в себе часть остатков краски и некоторое количество промывочной жидкости. У емкости должна быть герметичная крышка с отверстием для выхода лишнего воздуха. В отверстие вставляется фильтр. От фильтра зависит, насколько вокруг все будет вонять парами растворителя, и фильтр надо регулярно менять. В качестве фильтра часто используются простенькие прокладки из какого-нибудь нетканого материала, ваты, туалетной бумаги и т.п.

Кисть для прочистки.

Лучше всего грубая натуральная щетина, 5-й номер, круглая. Щетинная кисть стоит дешево. Щетина жесткая, ей удобно орудовать в емкостях. Если щетина выпадает, она хорошо заметна, да и не имеет никаких шансов просочиться в канал подачи краски - слишком крупная для этого. Мягкие кисти мало того, что хуже по причине их излишней мягкости, их ворс имеет хорошие перспективы забиться в красочный канал. Извлечь его просто, но непросто заметить. Синтетические кисти использовать для прочистки нельзя - ворс может растворяться и рассыпаться в агрессивных растворителях.

Салфетки.

Для очистки иглы и протирки крупных площадей нужны фланелевые салфетки. Для очистки и протирки можно также пользоваться бумажными носовыми платками или хорошо простиранным мягким хлопковым трикотажем. Но эти решения уже похуже - ворс может срываться, миниатюрные комки бумаги - тоже. Еще хуже туалетная бумага и совсем нежелательны ватные тампоны - с них ворс слетает на счет "раз".

Ершик

Для глубокой прочистки красочного канала нужен миниатюрный ершик. Такие входят в специализированные комплекты для чистки. Ершик можно заменить зубочисткой, обструганной до нужного диаметра, а еще лучше пластиковой - с нее нечему срываться. Обернув ее куском салфетки в один слой, вы получите одноразовый ершик. Еще один вариант для импровизаций - медная проволока нужного диаметра, обмотанная той же салфеткой. Медь мягкая - ничего не повредит. А вот стальной проволоки лучше избегать - она может поцарапать красочный канал изнутри, создав "очаг" для будущих загрязнений. Для прочистки материального сопла нужен специальный шершавый микрощуп. Щупы входят в специализированные комплекты для чистки, а также используются в стоматологии для экстракции нерва - там они называются римерами. Если вы такого не найдете, особо страшного ничего в этом нет. Материальное сопло при правильной конструкции должно самоочищаться иглой. Нужда в его механической прочистке возникает только в случае застарелого загрязнения. При правильной эксплуатации таких загрязнений просто не должно возникать. Опять же, тонкая медная проволока (БЕЗ ЛАКА!) решит все ваши проблемы как для сопел из нержавейки, так и для латунных (медь немного мягче латуни, но действовать все же нужно осторожно).

Несколько слов о смазке аэрографа:

Для смазки движущихся частей аэрографа нужно легкое минеральное масло. Хорошо подходит веретенное или турбинное, нормально работают ружейные. Смазывать аэрограф нужно довольно редко, достаточно раз в полгода-год. Для смазки и герметизации резьбовых соединений нужно густое нейтральное масло. Консистенция у него должна быть как у солидола или циатима, но он при этом не должен давать кислотную или щелочную реакцию. Для простоты можно использовать силиконовые смазки из области радиотехники, поскольку специализированных у нас днем с огнем не сыскать. Резьба при правильной конструкции аэрографа смазывается крайне редко, расход масла ничтожный.

Для полировки иглы нужна тонкая шкурка. Тонкая шкурка у любого моделиста наверняка есть. Часто еще рекомендуют дрель для зажима в ней иглы при полировке, но это совет противоречивый. Игла длинная, она почти всегда имеет незначительный изгиб. Так что в дрели кончик обязательно будет бить. Уж лучше руками, на мой взгляд. Шкурка нужна 1000-го номера и выше; если не полировать иглу до высокой чистоты, то можно остановиться на 2000-й. Наилучший результат можно получить с использованием полировальных паст, но это чаще всего необязательно - на производстве такого не делают. Необходимость полировки иглы зависит от того, насколько интенсивно вы используете аэрограф, насколько грубый абразив через него дуется, какие краски... Обычно это заметно при осмотре. Типично игла полируется раз в полгода-год.

Теперь, когда разобрались со всеми инструментами и расходниками, можно перейти собственно к уходу.

Уход подразделяется на следующие циклы:

1. Оперативная промывка при смене краски требуется при каждой смене цвета.

2. Промывка по завершении работы требуется, очевидно, каждый раз при завершении работы.

3. Глубокая очистка выполняется регулярно по мере загрязнения. Типично это раз в месяц при ежедневном использовании.

4. Полное обслуживание выполняется по мере необходимости. Регулярность предсказать сложно; я обычно это делаю раз в полгода. И иглу полирую с такой же регулярностью на всякий случай.

Пройдемся подробнее.

Оперативная промывка почти одинакова для аэрографов любой конструкции. Состоит из следующих шагов:

1. Выдуйте остатки краски из аэрографа в емкость для сбора остатков.

2. Залейте в емкость аэрографа жидкость для очистки в количестве порядка 1 мл.

3. Кистью тщательно разотрите растворитель по стенкам емкости, уделяя особое внимание углам и другим местам, куда краска имеет привычку забиваться. Загрязнившуюся кисть протрите на мягкой салфетке.

4. Выдуйте получившийся грязный раствор в емкость для сбора остатков. Осмотрите емкость аэрографа на предмет оставшихся загрязнений и при необходимости прочистите кистью с растворителем еще раз.

5. Залейте в емкость еще 1 мл жидкости для очистки. Снова пройдитесь по внутренностям кистью - с нее при этом смоются остатки загрязнений. Вот теперь уже выдувать раствор надо немного по-другому.

6. Установите максимально допустимое давление на компрессоре. Вставьте сопло в приемное отверстие емкости . Ограничитель подачи краски отверните на максимум, чтобы обеспечить максимально возможный ход иглы. При наличии разрезного грифа одной рукой оттяните иглу, второй - нажмите на триггер подачи краски. Как только пойдет раствор, иглу резко отпустите. Повторяйте до тех пор, пока в емкости аэрографа ничего не останется, чуть проворачивая суппорт вправо-влево. Само движение походит на взведение затвора автомата: плавно оттянуть и резко отпустить. При этом растворитель под большим давлением обтекает иглу и смывает с нее остатки краски и налипшую грязь. При отпускании иглы она под действием пружины ударяется о стенки сопла, механически удаляя въевшиеся остатки. Та же методика используется и в работе с разрезным грифом для удаления с кончика иглы или из сопла различных загрязнений, только вместо очистителя там смывка происходит за счет самой краски. Если у вашего аэрографа гриф сплошной, попробуйте то же самое сделать самим триггером: быстро подергайте его туда-обратно на полный ход несколько раз. Можно также снять гриф и дергать суппорт в открытом состоянии при включенной подаче воздуха, но при смене краски это, пожалуй, избыточно. Нередко советуют еще заткнуть пальцем воздушное сопло и включить подачу воздуха, чтобы он устремился обратно в емкость с растворителем. Это дает похожий эффект: пузырьки способствуют механическому очищению иглы. Но далеко не каждому аэрографу можно заткнуть воздушное сопло - это возможно только для тех из них, где используется кольцевая защитная коронка.

7. Залейте немного растворителя в емкость, без использования кисти, и повторите шаг 6, выдувая весь растворитель. Кисть протрите на салфетке.

8. Не забудьте перед продолжением работы установить нормальное давление и вернуть ограничитель хода триггера в рабочее положение.

Завершая работу, сначала проведите оперативную промывку. Емкость для краски должна быть чистой. Оставьте давление на максимуме. После этого:

1. Снимите защитную коронку, протрите ее растворителем изнутри с использованием зубочистки (или спички) и кусочка салфетки. Отложите в сторону.

2. Снимите гриф аэрографа, ослабьте цанговый фиксатор иглы. Налейте в емкость аэрографа несколько капель жидкости для промывки. Несколько раз проверните иглу за кончик, быстро двигая ее вперед-назад на сантиметр-другой. При этом удаляются остатки краски из уплотнителя суппорта, а вращение иглы в материальном сопле вычищает излишки из него самого.

Шаги 3 и 4 чистки начинают отличаться для аэрографов классической конструкции и H&S Evolution. Для аэрографов классической конструкции с резьбовым креплением сопла (Iwata, Tamiya, H&S Hansa, JAS и многочисленные клоны) последовательность такова:

3А. Положите под сопло аэрографа на подставке салфетку. В емкости должна еще оставаться жидкость для промывки. Снимите воздушное сопло и протрите его зеркало снаружи растворителем на салфетке. Изнутри протирать обычно не требуется.

4А. Извлеките иглу. При этом из материального сопла, возможно, начнет капать растворитель. Не обращайте внимания - для этого салфетку и подкладывали. Мы стремимся к тому, чтобы внутри сопла скопилось какое-то количество растворителя, которое отмочит все остатки краски, которые там еще могли остаться. А пока это отмокание происходит, можно заняться иглой. Для аэрографов серии H&S Evolution последовательность немного отличается, поскольку вместе с воздушным соплом снимается и материальное, вложенное в него:

3б. Отверните воздушное сопло, удерживая аэрограф соплом вниз, чтобы деталь материального не выпала ненароком. Выньте материальное сопло, протрите зеркало снаружи и каналы подачи воздуха изнутри с использованием салфетки на зубочистке.

4б. С помощью салфетки на зубочистке тщательно протрите тефлоновый уплотнитель материального сопла. Грязь обычно скапливается на этом уступе. Старайтесь не "загонять" салфетку глубоко внутрь материального сопла - она может оставить там ненужный ворс. Начиная с шага 5 все операции снова одинаковы для различных конструкций аэрографов.

5. Тщательно, с усилием протрите кончик иглы и часть, которой она соприкасается с уплотнителем суппорта безворсовой салфеткой, смоченной в растворителе. Лучше это сделать пару раз для гарантии. Я обычно еще прополаскиваю иглу в бутылочке с очистителем между первой и второй протиркой. Попутно осмотрите иглу на предмет износа.

6. Аккуратно вставьте иглу в аэрограф и с небольшим усилием несколько раз проверните ее в сопле (в котором сейчас должно быть некоторое количество промывочной жидкости). Пару раз подвигайте иглой вперед-назад, одновременно проворачивая ее. При нормальном состоянии красочного канала вся жидкость для промывки при этом должна вытечь из емкости через материальное сопло на подложенную салфетку. Если этого не происходит, красочный канал пора прочищать.

7. С небольшим усилием вставьте иглу до упора, проверните и зафиксируйте цанговым зажимом.

8. Установите воздушное сопло и защитную коронку. Гриф не ставьте. Добавьте несколько капель жидкости для промывки в емкость аэрографа и несколько раз подергайте иглу за суппорт, не подавая воздуха.

9. Выдуйте остатки очистителя в емкость для сбора остатков, регулярно дергая иглу за суппорт и отпуская (см. шаг 6 оперативной очистки).

10. Соберите аэрограф и продуйте через него чистый воздух в течение 10-15 секунд. Если у вас компрессор с ресивером, стравливать остатки воздуха можно через аэрограф - лишний раз прочистится. Но при этом его стоит накрыть, например, пакетом, чтобы не словил лишней пыли.

Вот такая нехитрая инструкция вышла. А как обслуживаете вы? С радостью прочту в комментариях.

Всем спасибо за просмотр!

-2