Первое и главное, что рассказывают на любых курсах по фотографии, это - что такое экспозиция и как с ней работать. Основа основ, без знания которой практически невозможно сделать хорошие фотографии. Нет, отдельные удачные кадры, вполне возможно, получатся – спасибо автоматике, - но если вы хотите хоть немного влиять на то, что происходит в камере при каждой вашей попытке нажать на кнопочку спуска, то разбираться в экспозиции необходимо.
В моем случае первое занятие, целиком и полностью посвященное экспозиции, стало откровением – мое представление о процессе работы камеры было перевернуто с ног на голову… А еще, впервые был подвергнут критическому сравнительному анализу мой бедненький Canon, и сравнение оказалось не в его пользу…
Но обо всем понемногу. Итак, что такое экспозиция? Если говорить простым языком без сложных технических формулировок – это то, от чего зависит яркость и качество снимков (про свет и т.п. – к профессиональным формулировкам).
Она зависит от трех параметров, которые мы можем настроить в камере: выдержка (временной интервал срабатывания затвора), диафрагма (самая главная - от нее зависит резкость, глубина снимка. Обозначается буквой F. Чем меньше ее значение (1,2 – 2,3) – тем четче будет изображение в фокусе) и светочувствительность, о которой я уже успела сказать в предыдущей статье.
Так вот, оказалось, что объектив моей старенькой и верной семейной зеркалки обладает относительно скромными параметрами, в частности на тот момент меня откровенно расстроило его минимальное, лучшее значение диафрагмы – 3,5. Что в общем-то неплохо, но все же далеко от желаемых 1,2-2,3. Но самым печальным оказалось то, что светочувствительность у него переменная, а значит при изменении фокусного расстояния, диафрагма тоже будет автоматически меняться…
Как работать с этим последним параметром, я тогда еще не подозревала, но, поскольку преподаватель нас обнадежил: «главное не техника, а ваше восприятие и видение: красивые фотографии можно сделать даже с простенькой камерой», - я решилась все-таки опробовать хотя бы те возможности работы с экспозицией, которые есть в моем фотоаппарате.
Практика ведь всегда интереснее. Тем более, что выпал удачный шанс совместить приятное с полезным: мне давно хотелось посетить выставку ретро-автомобилей и сделать хорошие кадры для своего основного канала «В поисках красоты».
Несмотря на то, что экспонаты выставки были статичными и не стремились куда-то сбежать, (а значит о выдержке, как я думала, можно не беспокоится) фотографировать их оказалось сложно.
Из-за того, что я меняла фокусное расстояние при попытке снять какую-то деталь, элемент или что-то особенно интересное, но находящееся на некотором удалении от меня, диафрагма постоянно соскакивала с первоначального, установленного мной параметра в 3,5 на 4,5, а то и 5-6, из-за чего многие снимки получались не такими четкими, как мне этого хотелось (повторюсь: на тот момент, я не знала, как компенсировать такие скачки).
Но в то же время, те кадры, где диафрагма оказалась в нужном мне диапазоне (3,5 – 4 – что поделать, это максимум объектива моей зеркалки), получились симпатичными и почти такими, как мне хотелось.
Почему почти? Потому что даже при минимальных знаниях параметров экспозиции, оставалось еще очень много факторов, с которыми я на тот момент была не знакома (опять же: переменная светочувствительность объектива, баланс белого, фокусное расстояние, правило третей и т.п. – и это только основы, а о более специфических и узких параметрах и говорить не приходится – они и сейчас мне не знакомы).
Основную головную боль доставлял, конечно, свет, а если быть точным – световые блики, которыми переливались так любимые мною автомобили 1950-х годов, из-за которых я, собственно, и пришла на эту выставку…
С бликами отчасти может справиться хороший фоторедактор или поляризационный фильтр, но, что и говорить, на тот момент я об этом даже не подозревала. Мне казалось, что тех знаний, которые нам дали на первом занятии уже вполне достаточно, чтобы получилось что-то интересное…
Что-то, конечно, тоже получилось (как всегда, я стараюсь мыслить позитивно), вот, например, четыре мои самые любимые фотографии:
Я не сразу поняла, что их отличает от других, помимо того, что на них представлены машины в красном цвете – я его обожаю. Но по прошествии времени (на сегодняшний день с момента посещения выставки прошел почти месяц) я, как мне кажется, нашла объяснение.
Дело в том, что на этих кадрах мне каким-то непостижимым образом удалось добиться воплощения основных требований к хорошему снимку (пусть и только по моим скромным меркам):
- - подобрать удачные параметры экспозиции: я добилась сохранения диафрагмы 3,5, т.к. не пользовалась зумом, и сама не зная того в тот момент постигла простую истину, как компенсировать недостатки объектива с переменной светочувствительностью. А именно: нужно просто выставить одно фокусное расстояние (как в фиксированных объективах) и самой по мере необходимости подходить/отходить к объекту съемки. На тот момент это открытие, правда, прошло мимо моего сознания и стало понятно мне только теперь, уже по прошествии долгого времени, когда у меня накопился небольшой опыт…
- - я, сама того не подозревая, неосознанно следовала правилу третей (более подробно о нем как-нибудь в другой раз), благодаря чему изображения получились интереснее.
Конечно, это всего лишь первые шаги, но даже они кажутся мне важными и значимыми. Эти фотографии, хоть и бесконечно далекие от чего-то по-настоящему художественного и выдающегося, навсегда останутся для меня одними из лучших. Ведь они были первыми, первыми абсолютно и полностью моими – автоматические режимы окончательно и бесповоротно ушли для меня в прошлое…