О ней снято три документальные ленты. И словно сговорившись, сценаристы везде используют слово - "королева". Полностью приведу только одно - "Королева в изгнании". Однако из сердец зрителей, рождённых в СССР, Вию Артмане изгнать невозможно.
В этом году исполнилось 65 лет, как Артмане дебютировала в кино, снявшись в фильме Рижской киностудии " После шторма". Сейчас эту киноработу вспомнят разве что знатоки латышского кино. А вот "Родная кровь", где актриса снялась с Евгением Матвеевым, знают многие.
Для меня само название -"Родная кровь"памятно с детства. Но посмотрев историю паромщицы Сони и танкиста Владимира Федотова полвека назад, более к ней не возвращалась. Из опасения потревожить старые воспоминания о времени, когда были живы ещё папа с мамой. Уж очень сильное впечатление она произвела на меня, ребёнка, смотревшего фильм с родителями по чёрно-белому телевизору.
А вот телевизионный фильм "Театр", снятый по одноимённому роману Сомерсета Моэма, пересматривала не раз.
В СССР его сочли крамольным, ведь у героини Джулии Ламберт, замужней и стареющей актрисы, появляется молодой любовник! И хотя действие происходит на "загнивающем Западе" , работу это не спасло: "Театр" не допустили ни на один фестиваль, у него нет наград.
Несмотря на всю свою "буржуазность", Джулия импонировала советским зрителям. В особенности, зрительницам. В её героине напрочь отсутствует ханжество, столь распространённое в советском обществе. Она честна перед собой. А ещё предана искусству.
Имя актрисы, создавшей этот образ, переводится как "фиалка". Так хотел назвать её отец - прибалтийский немец из зажиточной семьи, трагически погибший ещё до её рождения.
Её мать - польская батрачка Анна Заборская- бралась за любую работу, чтобы прокормить ребёнка. Ради неё она вышла замуж во второй раз, но её избранник не заменил Вие отца, да и хорошим мужем из-за пьянства не стал. Женщина решила, что лучше быть одной, чем бесплатной работницей у супруга, и, собрав нехитрые пожитки и забрав дочку, покинула хутор. Анна решила кардинально поменять свою жизнь и отправилась в Ригу.
Были ли шансы стать актрисой у дочки батрачки, если б Латвия не вошла в состав СССР? Наверное, такие шансы имелись, но были невелики. Хотя надо признать, что в семье фабриканта, куда мать Вии устроилась прислугой, к девочке относились по-доброму. Как-то хозяйская дочка, застав девушку танцующей в гостиной под звуки радио, даже показала ей несколько балетных па.
Но истинным призванием Вии был театр. Здесь же она встретит и своего будущего супруга -Димитерса, который был старше её на 14 лет. В 1957 году у них родится сын Каспарс.
О своём браке Вия Фрицевна напишет так:
"Любовь была на сцене, а в жизни прошла мимо. Я от этого ничего не потеряла, у меня есть другой подарок судьбы- мои дети".
В момент знакомства с девятнадцатилетней дебютанткой Артур Димитерс был очень популярен в Латвии. Но известность его супруги в будущем окажется не сравнимой с его успехами. Это создавало известную напряжённость в их отношениях.
"Муж ревновал меня к каждому встречному, даже к зрителям, "- вспоминала актриса.
Когда второму ребёнку- дочке Кристине- исполнилось два с половиной месяца, Вия отправилась на съёмки фильма "Никто не хотел умирать".
В селе не было ни магазина, ни водопровода, а "удобства" были на улице. Тем не менее Вия не сдалась. Позже она будет вспоминать о том времени так:
" Женщины после родов меняются. Некоторые становятся легкоранимыми или раздражительными. А у меня наступила прекрасная пора".
Муж ни разу не навестил Вию. Зато на помощь пришли коллеги. Так Донатас Банионис, сыгравший её возлюбленного, помогал с продуктами, носил воду для стирки пелёнок и даже нянчился с малышкой, пока её мама была в кадре.
Примечательный факт: Вия до конца жизни стирала руками. Для неё это было что-то вроде способа освободиться от негатива, смыть отрицательные эмоции пенной водой. А их было предостаточно. Ведь её супруг не только устраивал ей сцены ревности, но и, по её собственному выражению, заглядывал на дно бутылки. Тем не менее их союз устоял. Их объединяло главное - творчество. Вот как говорил об этом их сын Каспарс:
" Она была счастлива с ним как актриса и несчастна как женщина. Ещё несчастнее она стала, овдовев. Артур Димитерс был единственным человеком на свете, с которым она привыкла обсуждать самое главное в жизни - творчество".
С распадом СССР Вию Армане ожидали новые испытания.
Одно из них носит название -"реституция". То есть возвращение бывшим хозяевам их собственности.
У рижской квартиры Вии Фрицевны в Европе нашлись потомки её бывших владельцев. Актриса отказалась выезжать. Тогда у неё зимой отключили дома отопление. А весной прохудилась крыша, которую никто не собирался чинить. После всех переживаний у актрисы случился инсульт. Наконец, жильё было выделено,но нуждалось в ремонте, так как пережило пожар.
Да, завершение жизненного пути актрисы было полно трудностей и испытаний. Но морозостойкая фиалка выдержала всё.
Её сын утверждает, что во многом ей помогло принятие православия и крещение под именем Елизавета.
Тем странным и непонятным кажется сыновнее поведение после смерти актрисы.
Каспарс предаёт огласке последние слова матери, сказанные ею перед реанимацией его жене:
"Скажи Кристиане, что её отец - православный..."
Более того, наследник известной фамилии идёт дальше, комментируя это предсмертное материнское признание:
"Нам было понятно, о ком идёт речь. Вы посмотрите на мою сестру: ни у кого в нашей семье нет такого носа, таких волос. Это же сразу видно. Там Матвеев!"
Видимо, дела давно минувших лет бередили душу сына, если он решился на такие откровения. Вот как он комментировал последние часы своей мамы на этой земле:
"Вия всегда боялась оказаться больной и беспомощной старухой, обузой для своих детей, так что забытьё стало для неё благом и, может быть, вознаграждением за то, что в жизни долг был для неё важнее счастья.