Найти тему
Загадки истории

ВЕЛИКИЕ АРТЕФАКТЫ #2.5/Чудеса Античности/5.Дредноуты Калигулы

Оглавление

Чудеса Античности

Дредноуты Калигулы

Корабли Калигулы не предназначались для охраны или для войны. Это были роскошные дома на воде, украшен­ные золотом, драгоценны­ми камнями и статуями. В них озабоченный император устраивал безумные, разнуз­данные оргии, которые часто заканчивались убийствами гостей и зверскими изнаси­лованиями их жен.

Римский император Гай Юлий Цезарь Август Германик, более из­вестный под прозвищем Калигула, был у руля империи всего че­тыре года — с марта 37-го по январь 41 года. Но история его запомнила как величайшего развратника и циника, готового сделать сенатором даже своего любимого коня.

Забавы императора

Он был мастером эпатажа — то переодевался в женскую одежду, то представал перед подданными в нарядах Нептуна или Венеры. Любил удивлять, устраивая пикники в ветвях платана или в ба­нях, ел с чистого золота, обожал наблюдать за жестокими играми гладиаторов и травлей зверей, любил гонки на колесницах и теа­тральные представления.
Но особой страстью безумного императора были чувственные наслаждения. За четыре года он был женат четыре раза, женщин имел без счета, а среди его пороков недоброжелатели указывали склонность к инцесту. Калигуле приписывали отношения с тремя его се­страми и уличали в гомосексуальных связях.
Был у императора и еще один порок: он был настоящим расто­чителем и обожал тратить деньги на покупку и содержание огром­ных, великолепных конюшен, пышные театральные представления и масштабные военные маневры. При нем был заложен каменный маяк в Булони, который должен был стать равным или даже пре­взойти Фаросский маяк в Александрии. При Калигуле началось строительство моста через Рейн у города Майнц. Император восстановил античные храмы в Сиракузах, бани в Болонье, собирался от­ реставрировать дворец Поликрата на Самосе и прорыть канал через Коринфский перешеек.
Одним из его самых дорогостоящих проектов стали огромные ко­рабли, спущенные на воду озера Неми - горного водоема, находя­щегося в 30 километрах южнее Рима, в кальдере вулкана на высоте 325 метров. На берегу* этого озера стоял дворец Калигулы.
Никакой военной или охранной функции эти суда не несли — это были настоящие сады античного разврата, а на одном из них предпо­ложительно мог находиться храм языческой богини Дианы Немийской.
Поговаривали, что на одном из кораблей росло сакральное дере­во, с которого ни один смертный не имел права сорвать ни одной ветви. Но тому рабу, который все же пробирался к дереву и срывал ветку, давалось право сойтись в поединке с главным жрецом боги­ни Дианы — Царем леса. Победив его, раб убивал жреца и занимал его место. К сожалению, долго жрецы не жили, а тех, кто, по мнению Калигулы, задерживался на этом месте, император приказывал убить, нанимая для этого громил.
Про корабли Калигулы упоминает древнеримский писатель и биограф императора Гай Светоний Транквилл. Он описывает их как огромные суда «с десятью рядами весел», которые сверкали от­делкой из драгоценных камней. На кораблях были устроены галереи, салоны и бани в количестве достаточном для императора и его мно­гочисленных гостей. Были на кораблях и сады, в которых росли раз­личные фруктовые деревья, цветы и виноград.
Кроме гребных весел на кораблях были паруса из пурпурного шелка, а управлялись суда четырьмя рулевыми веслами, каждое из которых было больше 11 метров длиной.
Светоний же упоминал, что Калигула частенько наведывался на корабли для разврата, пьянства и оргий с приятелями. Причем ино­гда действие заканчивалось пытками и даже убийствами женщин или рабов.
Археологи считают, что корабли были построены около 37 года и были потоплены специально или затонули сами вскоре после убийства Калигулы, произошедшего 24 января 41 года.

Модели кораблей в масштабе 1:5 были построены на военно-морской вереям Неаполй
Модели кораблей в масштабе 1:5 были построены на военно-морской вереям Неаполй

Что там, внизу?

Издревле жившие неподалеку от озера Неми люди знали, что на дне водоема покоятся неведомые суда, размер которых поражал во­ображение. Бывало и так, что крестьяне специально забрасывали в воды озера сети, чтобы вытащить на берег то куски старого дерева, то металлические изделия из бронзы. Дерево невежественные люди часто сжигали в очагах, а бронзу продавали или переплавляли для собственных нужд.
Впервые останки судов были обследованы в 1444 году кардина­лом Просперо Колонной, организовавшим экспедицию, которую возглавил известный ученый эпохи Возрождения Баттиста Альбер­ти. Он заставил ныряльщиков осмотреть дно озера, нашел один из кораблей и даже предпринял попытку поднять его.
Для этого Альберти устроил на озере плавучие платформы из бо­чек и попытался поднять корабль с помощью лебедок и тросов. Но все, что ему удалось, - это вытащить на берег нос судна.
Повторно суда исследовали в 1535 году по инициативе итальян­ского военного инженера Франческо де Марки, автора трактата «О военной архитектуре».
Ведомый жаждой приключе­ний инженер привез на берега Неми подводный колокол и с по­мощью него обследовал дно во­доема. Он подтвердил, что на его дне лежат два огромных корабля. Но поднять их невозможно — они слишком велики.
В конце XIX века экспедицию к водам озера Неми организовывал посол Великобритании лорд Джон Сэвил. Спускаться под воду он не стал, а ограничился тем, что крючьями варварски посдирал с кораблей крупные бронзовые украшения.

Латунные кольца, крепившиеся на концах консольных балок корабля
Латунные кольца, крепившиеся на концах консольных балок корабля

Водопровод и теплые полы

Настоящих исследователей кораблям Калигулы пришлось ждать еще 50 лет. Лишь в конце 1920-х годов, когда в Италии к власти пришел Бенито Муссолини, было решено возобновить исследования и частич­но осушить озеро Неми.
Находки итальянцев буквально потрясли научный мир. Со дна водоема было поднято два огромных корабля. Один из них был раз­ мерами 73 на 24 метра, а второй был немногим меньше — длина его составляла 70 метров, а ширина - 20 метров. Причем второй корабль был построен таким образом, что корма и нос были одинаковы: суд­но могло плыть в любую сторону.
Конструкция судов не предусматривала киля. Было очевидно, что их построили специально для озера. По сути, это были роскошные виллы на воде. Стены этих плавучих домов были украшены барелье­фами, крыши, крытые позолоченной медной черепицей, поддержи­вались мраморными колоннами, а пол украшен цветной мозаикой.
На каждом из кораблей был проведен водопровод, из бронзовых кранов текла холодная и горячая вода. Итальянцы уже тогда знали толк в сантехнике: элементы водопровода были функциональны­ми и замысловатыми, с различным декором - головами диковинных животных, львов и волков. Была найдена и свинцовая труба, на ко­торой было написано, что судно принадлежит Гаю Цезарю Августу Германику — таково было настоящее имя Калигулы.
Более того, на корабле были настоящие теплые полы с водяным подогревом. Под палубой находилась система из глиняных труб, по которым шла горячая вода.
Археологи сумели найти и отреставрировать множество предме­тов. Среди них были бронзовые головы зверей с причальными коль­цами, статуя сестры императора, голова Медузы-горгоны, талисма­ны в виде рук, которые крепились на античные суда, голова римской волчицы и даже насосы, которые откачивали воду из трюма.
Самой удивительной находкой археологи посчитали поднятые со дна озера вращающиеся платформы, которые двигались благодаря бронзовым шарам, катающимся по желобу, или благодаря кониче­ским деревянным роликам. Возможно, они служили для театраль­ных представлений, которые разыгрывались перед родовитыми го­стями императора или же служили элементами декора. Например, на них могли устанавливать статуи.

Еще не все потеряно

Оба корабля были отреставрированы и помещены в Националь­ный римский музей. Увы, Вторую мировую войну они не пережили. Ночью с 31 мая на 1 июня 1944 года музей загорелся и был полностью уничтожен огнем. Причину пожара выяснить так и не смогли. Одни винили во всем вермахт, другие — американцев, которые якобы от­крыли огонь по музею из артиллерийских орудий, а третьи считали, что виной всему - беженцы. Так или иначе, но от кораблей Калигу­лы остался лишь дым да огромный деревянный якорь, оббитый ме­таллическими полосами. Казалось бы, удивительный артефакт на­ всегда утерян. Но нет, археологи уверены - на дне Неми лежит еще один корабль Калигулы. Его предполагаемые размеры поражают во­ображение — примерно 122 метра в длину. В поисках памятника эпо­хи Древнего Рима принимают участие сотрудники агентства по ох­ране окружающей среды Калабрии и водолазы-карабинеры из Рима.
Место затопления корабля уже известно. Осталось лишь поднять его останки на поверхность для детального изучения.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)