Чудеса Античности
Дредноуты Калигулы
Корабли Калигулы не предназначались для охраны или для войны. Это были роскошные дома на воде, украшенные золотом, драгоценными камнями и статуями. В них озабоченный император устраивал безумные, разнузданные оргии, которые часто заканчивались убийствами гостей и зверскими изнасилованиями их жен.
Римский император Гай Юлий Цезарь Август Германик, более известный под прозвищем Калигула, был у руля империи всего четыре года — с марта 37-го по январь 41 года. Но история его запомнила как величайшего развратника и циника, готового сделать сенатором даже своего любимого коня.
Забавы императора
Он был мастером эпатажа — то переодевался в женскую одежду, то представал перед подданными в нарядах Нептуна или Венеры. Любил удивлять, устраивая пикники в ветвях платана или в банях, ел с чистого золота, обожал наблюдать за жестокими играми гладиаторов и травлей зверей, любил гонки на колесницах и театральные представления.
Но особой страстью безумного императора были чувственные наслаждения. За четыре года он был женат четыре раза, женщин имел без счета, а среди его пороков недоброжелатели указывали склонность к инцесту. Калигуле приписывали отношения с тремя его сестрами и уличали в гомосексуальных связях.
Был у императора и еще один порок: он был настоящим расточителем и обожал тратить деньги на покупку и содержание огромных, великолепных конюшен, пышные театральные представления и масштабные военные маневры. При нем был заложен каменный маяк в Булони, который должен был стать равным или даже превзойти Фаросский маяк в Александрии. При Калигуле началось строительство моста через Рейн у города Майнц. Император восстановил античные храмы в Сиракузах, бани в Болонье, собирался от реставрировать дворец Поликрата на Самосе и прорыть канал через Коринфский перешеек.
Одним из его самых дорогостоящих проектов стали огромные корабли, спущенные на воду озера Неми - горного водоема, находящегося в 30 километрах южнее Рима, в кальдере вулкана на высоте 325 метров. На берегу* этого озера стоял дворец Калигулы.
Никакой военной или охранной функции эти суда не несли — это были настоящие сады античного разврата, а на одном из них предположительно мог находиться храм языческой богини Дианы Немийской.
Поговаривали, что на одном из кораблей росло сакральное дерево, с которого ни один смертный не имел права сорвать ни одной ветви. Но тому рабу, который все же пробирался к дереву и срывал ветку, давалось право сойтись в поединке с главным жрецом богини Дианы — Царем леса. Победив его, раб убивал жреца и занимал его место. К сожалению, долго жрецы не жили, а тех, кто, по мнению Калигулы, задерживался на этом месте, император приказывал убить, нанимая для этого громил.
Про корабли Калигулы упоминает древнеримский писатель и биограф императора Гай Светоний Транквилл. Он описывает их как огромные суда «с десятью рядами весел», которые сверкали отделкой из драгоценных камней. На кораблях были устроены галереи, салоны и бани в количестве достаточном для императора и его многочисленных гостей. Были на кораблях и сады, в которых росли различные фруктовые деревья, цветы и виноград.
Кроме гребных весел на кораблях были паруса из пурпурного шелка, а управлялись суда четырьмя рулевыми веслами, каждое из которых было больше 11 метров длиной.
Светоний же упоминал, что Калигула частенько наведывался на корабли для разврата, пьянства и оргий с приятелями. Причем иногда действие заканчивалось пытками и даже убийствами женщин или рабов.
Археологи считают, что корабли были построены около 37 года и были потоплены специально или затонули сами вскоре после убийства Калигулы, произошедшего 24 января 41 года.
Что там, внизу?
Издревле жившие неподалеку от озера Неми люди знали, что на дне водоема покоятся неведомые суда, размер которых поражал воображение. Бывало и так, что крестьяне специально забрасывали в воды озера сети, чтобы вытащить на берег то куски старого дерева, то металлические изделия из бронзы. Дерево невежественные люди часто сжигали в очагах, а бронзу продавали или переплавляли для собственных нужд.
Впервые останки судов были обследованы в 1444 году кардиналом Просперо Колонной, организовавшим экспедицию, которую возглавил известный ученый эпохи Возрождения Баттиста Альберти. Он заставил ныряльщиков осмотреть дно озера, нашел один из кораблей и даже предпринял попытку поднять его.
Для этого Альберти устроил на озере плавучие платформы из бочек и попытался поднять корабль с помощью лебедок и тросов. Но все, что ему удалось, - это вытащить на берег нос судна.
Повторно суда исследовали в 1535 году по инициативе итальянского военного инженера Франческо де Марки, автора трактата «О военной архитектуре».
Ведомый жаждой приключений инженер привез на берега Неми подводный колокол и с помощью него обследовал дно водоема. Он подтвердил, что на его дне лежат два огромных корабля. Но поднять их невозможно — они слишком велики.
В конце XIX века экспедицию к водам озера Неми организовывал посол Великобритании лорд Джон Сэвил. Спускаться под воду он не стал, а ограничился тем, что крючьями варварски посдирал с кораблей крупные бронзовые украшения.
Водопровод и теплые полы
Настоящих исследователей кораблям Калигулы пришлось ждать еще 50 лет. Лишь в конце 1920-х годов, когда в Италии к власти пришел Бенито Муссолини, было решено возобновить исследования и частично осушить озеро Неми.
Находки итальянцев буквально потрясли научный мир. Со дна водоема было поднято два огромных корабля. Один из них был раз мерами 73 на 24 метра, а второй был немногим меньше — длина его составляла 70 метров, а ширина - 20 метров. Причем второй корабль был построен таким образом, что корма и нос были одинаковы: судно могло плыть в любую сторону.
Конструкция судов не предусматривала киля. Было очевидно, что их построили специально для озера. По сути, это были роскошные виллы на воде. Стены этих плавучих домов были украшены барельефами, крыши, крытые позолоченной медной черепицей, поддерживались мраморными колоннами, а пол украшен цветной мозаикой.
На каждом из кораблей был проведен водопровод, из бронзовых кранов текла холодная и горячая вода. Итальянцы уже тогда знали толк в сантехнике: элементы водопровода были функциональными и замысловатыми, с различным декором - головами диковинных животных, львов и волков. Была найдена и свинцовая труба, на которой было написано, что судно принадлежит Гаю Цезарю Августу Германику — таково было настоящее имя Калигулы.
Более того, на корабле были настоящие теплые полы с водяным подогревом. Под палубой находилась система из глиняных труб, по которым шла горячая вода.
Археологи сумели найти и отреставрировать множество предметов. Среди них были бронзовые головы зверей с причальными кольцами, статуя сестры императора, голова Медузы-горгоны, талисманы в виде рук, которые крепились на античные суда, голова римской волчицы и даже насосы, которые откачивали воду из трюма.
Самой удивительной находкой археологи посчитали поднятые со дна озера вращающиеся платформы, которые двигались благодаря бронзовым шарам, катающимся по желобу, или благодаря коническим деревянным роликам. Возможно, они служили для театральных представлений, которые разыгрывались перед родовитыми гостями императора или же служили элементами декора. Например, на них могли устанавливать статуи.
Еще не все потеряно
Оба корабля были отреставрированы и помещены в Национальный римский музей. Увы, Вторую мировую войну они не пережили. Ночью с 31 мая на 1 июня 1944 года музей загорелся и был полностью уничтожен огнем. Причину пожара выяснить так и не смогли. Одни винили во всем вермахт, другие — американцев, которые якобы открыли огонь по музею из артиллерийских орудий, а третьи считали, что виной всему - беженцы. Так или иначе, но от кораблей Калигулы остался лишь дым да огромный деревянный якорь, оббитый металлическими полосами. Казалось бы, удивительный артефакт на всегда утерян. Но нет, археологи уверены - на дне Неми лежит еще один корабль Калигулы. Его предполагаемые размеры поражают воображение — примерно 122 метра в длину. В поисках памятника эпохи Древнего Рима принимают участие сотрудники агентства по охране окружающей среды Калабрии и водолазы-карабинеры из Рима.
Место затопления корабля уже известно. Осталось лишь поднять его останки на поверхность для детального изучения.
ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)