Найти тему
artoholic.кино

Рецензия на спектакль «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора»

Оглавление
Фото: пресс-служба театра
Фото: пресс-служба театра

«Вальпургиева ночь, или Шаги Командора»

Мхт им. Чехова | Основная сцена

Режиссёр: Уланбек Баялиев

Премьера: 27 ноября 2021

Есть спектакли, после просмотра которых в голове рисуется четкая картина, зачем, почему здесь и сейчас это было сделано и какое мое к этому отношение. А есть такие, после которых долго обдумываешь и пытаешься ответить себе на многие возникшие вопросы. Так вот, «Вальпургиева ночь» относится для меня ко второй категории.

Честно признаюсь, я не была знакома с первоисточником и только в ходе просмотра узнала, что спектакль поставлен по единственной завершённой пьесе Венедикта Ерофеева, которую он написал в 1985 году после очередной госпитализации в психиатрическую клинику. Жанр постановки – трагикомедия. Для меня все-таки больше оказалась трагедией. (Хотя соседи по ряду довольно много смеялись.) 

Ерофеев помещает всех своих героев, которые делятся на два лагеря – силовики во врачебных халатах и «больные» – в стены психиатрической больницы. Большая часть сюжета разворачивается в палате №3, где по воле судьбы (а точнее, по воле людей, которые в те времена вершили судьбы) оказались неугодные режиму люди. Туда же определяют и главного героя, Льва Гуревича, роль которого блистательно исполнил Дмитрий Назаров. В палате его уже ждут такие же, как и он, оказывавшиеся вдруг никому ненужными люди, которые постепенно, вместе, кажется, со всем миром, сходят с ума. (Здесь хочется отметить актерскую игру всех «больных», которая, действительно, была на высоте.)

Декорации палаты устроены таким образом, что каждый персонаж, выходя в центр, оказывается на трибуне, как будто для того, чтобы произнести последнее слово в ожидании приговора. И у каждого оно свое. Именно здесь нам и открывается потерянность человека и жестокость и абсурдность мира, в котором он живет.

Это, однозначно, спектакль, который нужно слушать и, что ещё более важно, вслушиваться. Именно за счёт фееричных диалогов, игры слов и удерживается все внимание зрителя. К тому же в постановке практически отсутствует динамика – обстановка не меняется и глазу не за что зацепиться, за исключением некоторых фрагментов.

Многие отмечают, что первое действие слишком монотонное и скучное, я же, напротив, первым актом прониклась гораздо больше, чем вторым. По итогу, хоть и есть во всем этом какой-то свет и надежда, у меня создалось ощущение тотальной беспросветной тьмы, из которой, кажется, есть только один способ выбраться…

Мнения зрителей (как впрочем и всегда) разнятся. Понравилось ли мне, если смотреть в общем, – не уверена. Но смею предположить, что если вы хоть немного жили в тот период, когда была написана пьеса, то вам этот спектакль окажется ближе. Хотя, на самом деле, реальность совсем и не меняется.

Продолжительность: 3.15 с 1 антрактом 

Цена: 750-3.500 руб.

Ближайшие показы: 16 декабря, 22 января

Автор: Мария Антонян