Найти тему
Живопись

Художник Ромуальд Яковенко: идеалистический реализм

В мире идей нет места случайностям. Предметы и явления существуют в нём как символы самих себя. Соответствуют идеальным представлениям художника о том, какими им надлежит быть, как и зачем сообщаться друг с другом, какие смыслы транслировать зрителю. Художник-«идеалист» никогда не ставит форму впереди содержания, а частное — превыше обобщённого. И потому его картины так явно напоминают проповеди либо исповеди.
*Ромуальд Яковенко, «Цвета осени»
*Ромуальд Яковенко, «Цвета осени»

С другой стороны, в мире реалистичного и натуралистичного искусства почти нет места обобщённым представлениям о жизни. Лишь частные случаи объектов и конкретика их взаимодействия. Такие живописные миры строятся на фактах ощущений. Мастер натуралистичной живописи немного походит на учёного, постоянно занятого исследованием феноменов цвета и света, текстуры и пластики, пространства и ракурса, динамики и ритма...

Встретить художника, умеющего и любящего творить в обеих ипостасях изобразительного искусства — идеалистичном и натуралистичном —редкая удача. Познакомиться с творчеством мастера, свободно странствующего между этими мирами — огромное событие!

Картины Ромуальда Яковенко — источники интеллектуального вызова и эмоционального наслаждения, «смешанных» в разных пропорциях и оттого всякий раз взаимодействующих со зрителем на разных «этажах» сознания. Порою композиции нашего героя следуют по пути китайской художественной традиции, становясь пространными философскими метафорами или даже прямыми иллюстрациями поговорок. Другие его полотна исследуют вдохновляющие пейзажи, живописные природные явления, запавшие в душу художника встречи и расставания. То есть полностью посвящены конкретному моменту и отдельно взятой эмоции, что характерно для западноевропейской импрессии.

Не нужно быть экспертом в междустрочном чтении композиций, чтобы увидеть в ряде творений Яковенко отсылки к работам Винсента Ван Гога. Отсылки, надо заметить, крайне уважительные и компетентные. И в то же самое время не требуется быть завзятым ценителем стиля совмещённых плоскостей и рассечённых граней, чтобы получить удовольствие от созерцания интеллектуальных упражнений Ромуальда Яковенко, превращающих образы людей в деконструкции их мыслей, характеров, мотиваций.

Воистину, добиваясь результата, быть искренним, не забывая о визуальной эстетике; совмещать созерцание с осознанием и не бояться перешагивать рамки жанров и течений, просчитывая риск — всё это в полной мере относится к герою нашей статьи. А ещё художник Яковенко тонко чувствует и отлично понимает, как надо выстраивать диалог со зрителем. Его искренние и прочувствованные работы не скатываются в эгоистичную рефлексию, а творческие эксперименты «не забывают» демонстрировать аудитории конечную цель «игры разума», разворачивающейся у неё на глазах.

Словом, мы совершенно очарованы знакомством с личностью и творчеством Ромуальда Яковенко. Сочетанием многогранности таланта и прямоты высказываний. Бесстрашия перед лицом потенциальной критики и совершеннейшей скромности в оценке собственных достижений. Бесконечным желанием творить и совершенствовать, способностью удивлять и удивляться. Быть самым органичным из всех парадоксальных живописцев современности, с которыми мы имеем честь и удовольствие быть знакомы.

🎯 Автор: Лёля Городная. Поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал. Спасибо!

* Изображения, используемые в статье, предоставлены каналу «Живопись» художником Ромуальдом Яковенко.

#культура #изобразительное искусство #искусство #современное искусство #пейзажи