При подборе новых свечей зажигания для замены вышедших из строя или просто старых автовладельцы зачастую ошибаются и приобретают свечи с неподходящим калильным числом. Кроме того, нам часто задают вопрос, как соотносить по этому параметру свечи зажигания DENSO с изделиями других производителей. Рассказываем.
Немного теории
Калильное число свечи зажигания — это индекс, характеризующий свечу с точки зрения ее рабочей температуры. Дело в том, что топливовоздушная смесь, сжатая цилиндром, может воспламениться не только от искры, возникающей меду электродами свечи зажигания, но и от контакта с достаточно горячим объектом. Такое самопроизвольное воспламенение называется калильным зажиганием, и оно чрезвычайно вредно для двигателя, поскольку не синхронизировано с работой ГРМ и системы подачи топлива. Калильное зажигание может привести к серьезным поломкам.
Самым горячим элементом в цилиндре бензинового двигателя обычно становится опять-таки свеча зажигания. Она хуже всего охлаждается и, раскаляясь во время сгорания топливовоздушной смеси, дополнительно нагревается при прохождении искры. Иными словами, свеча может стать причиной самовоспламенения смеси, а возникновение этого процесса тем вероятнее, чем выше давление в цилиндре.
Напрашивается решение — охлаждать свечу. Однако это в корне неверно. Дело в том, что электроды свечи обязательно должны достигать некой минимальной температуры, при которой все отложения на них (топливо, масло, присадки и т. д.) будут сгорать, — так происходит самоочищение свечи. Эта температура, обычно равная 450 оС, называется температурой самоочистки.
Рабочая температура и калильное число
Возвращаемся к рабочей температуре свечи. Этот показатель должен находиться в диапазоне значений между минимальной температурой самоочистки (450 оС) и температурой, при которой возникает калильное зажигание (900 оС). Рабочая температура свечи зажигания всегда подбирается конструктором двигателя с учетом характеристик мотора: степени сжатия, максимальных оборотов, геометрии камеры сгорания и прочего. Исходя из этого подбирается и конструкция свечи: толщина и геометрия изолятора, площадь контакта с ГБЦ (длина резьбы).
Идея в том, чтобы свеча подходила конкретному двигателю с точки зрения эффективности отвода тепла. Этот параметр и называется калильным числом. Если на двигатель установлены свечи, слишком хорошо отводящие тепло (так называемые «холодные» свечи), они не смогут разогреться до температуры самоочистки. Если же на двигатель установлены излишне «горячие» — хуже отводящие тепло — свечи, может начаться калильное зажигание. Поэтому при подборе новых свечей зажигания стоит обратить внимание на рекомендации производителя автомобиля по поводу калильного числа.
Обозначения
Калильное число обязательно указывается в наименовании модели свечи зажигания. В классической советской системе обозначений калильное число было прямо пропорционально давлению в камере сгорания, необходимому для достижения температуры калильного зажигания. Таким образом, более холодные свечи обозначались большей цифрой (и наоборот). Такая же логика используется и в маркировке свечей DENSO: чем больше число, тем более холодной является свеча.
Однако это правило действует не для всех производителей. К примеру, для свечей Bosch порядок обратный. Для того, чтобы вы могли соотнести свечи разных производителей по калильному числу, приводим таблицу.
Всегда внимательно относитесь к подбору свечей зажигания с точки зрения калильного числа. Если у вас возникли затруднения при подборе свечей DENSO, рекомендуем воспользоваться электронным каталогом: с его помощью вы легко сможете подобрать подходящие свечи для своего автомобиля.
#Denso #свечи зажигания #автомобиль #машина #автолюбителям