- Крик – это первая доречевая реакция. По особенностям крика можно заметить предпосылки к развитию речи. Хорошо, если ребёнок закричал громко. Но крик может быть и тихим. Ребёнок при родах может закричать не сразу или вообще не закричать, что может свидетельствовать о наличии родовой травмы.
- С 1 до 3 месяцев – период гуления. Гуление – это сочетание простых звуков, чаще гласных, которые младенец произносит нараспев: а, ы, у, уа, к, г, ак, агы, агу, угу, аха, авя и так далее. Ребёнок в этот период начинает активно бодрствовать, узнавать маму, реагировать на её прикосновения, речь, интонацию и улыбку. При этом он оживляется, то есть активно двигает ручками, ножками, гулит, постепенно начинает улыбаться и повторять артикуляцию мамы. В психологии это называется «комплекс оживления». Эмоциональное общение с ребенком в этот период – залог успешного психоэмоционального развития и развития речи! Как мы говорили ранее – речь ребёнка формируется по подражанию. Если не общаться с ребёнком, не разговаривать с ним, то есть не давать образцы речи, то и речь не будет формироваться правильно.
- Вслед за периодом гуления наступает период лепета. Гуление — это своего рода начальный этап лепета. Лепет – многократное повторение слогов, цепочки слогов: ма-му-ма, ма-ма-ма, пу-па, ба-бо-ба, та-та-та. Период этот начинается примерно с 5-го месяца жизни ребёнка и заканчивается к 8-му месяцу, когда постепенно малыш начинает произносить первые слова. С 5 месяцев ребенок активно следит за артикуляцией мамы. Если прошёл этап гуления, а лепетная речь не появляется, то это тревожный знак. Ребёнка необходимо показать специалистам – неврологу, логопеду и обязательно проверить слух!
- С 7 до 8 месяцев – период лепетного декламирования. Ребёнок произносит цепочки слогов с разными интонациями, как будто что-то рассказывает вам.
- К 10 месяцам ребёнок понимает и произносит слова «да», «нет», сопровождает их соответствующими жестами, начинает повторять за взрослым слоги.
Когда ребёнку исполняется 1 год, в его активном словаре от 10 до 15 простых слов, которые он произносит осознанно: мама, папа, баба, дядя, дай, на, пить, пи-пи-пи, бух, ко-ко, мяу и так далее.
- С 1,5 лет у ребёнка начинает развиваться фразовая речь. Это короткие предложения: «Хочу пить чай!», «Дай пить!», «Мама, дай сок!», «Хочу гулять!». В речи ребёнка появляются прилагательные: хороший, плохой, жёлтый, маленький. В этом возрасте у ребенка мы будем слышать смягчения в речи: хаёсий. Но это является нормой в произношении. Если к 2 годам ребёнок не начинает соединять слова в простые фразы, то это повод обратиться к специалистам – неврологу и логопеду.
- К 3 годам начинается этап формирования чистой речи, из речи ребёнка уходят физиологические смягчения. В этот период он произносит правильно все гласные и простые согласные звуки: [б] – [б’], [п] – [п’], [м] – [м’], [т] – [т’], [н] – [н’], [к] – [к’], [г] – [г’], [в] – [в’], [ф] – [ф’]. Активно расширяется фраза, появляются сложные предложения: «Я не хочу есть суп, потому что суп невкусный». Но в речи ещё могут быть грамматические несовершенства.
- В 4 года ребенок начинает чисто произносить сложные по артикуляции звуки: [с] – [с’], [з] – [з’], [ц], к 4 годам 5 месяцам – [ш], [ж], [ч], [щ]. В речи ребёнка длинные развернутые предложения. Ребёнок этого возраста любит рассказывать о себе и о событиях, которые произошли.
- К 5 годам сложные звуки закрепляются в речи ребёнка, он их не смешивает (не говорит «сапка» вместо «шапка», «сётка» вместо «щетка»). И в речь ребёнка входит долгожданный для родителей звук [р] (кстати, звук [р] может появиться и раньше, но такое не часто встречается у детей, развивающихся в норме). Не стоит торопить события и бежать к логопеду, если ребёнку 4 года, а он не произносит звук [р]. Но если ребёнку исполнилось 5 лет, а звука всё ещё нет, то это повод обратиться за помощью к специалисту.
- К 6 годам нормально развивающийся ребёнок правильно произносит все звуки родного языка. Он свободно рассказывает истории, составляет рассказы по картинкам, по серии сюжетных картинок, достаточно легко заучивает и рассказывает стихи. У него полностью сформирована монологическая и диалогическая речь. Он почти не допускает грамматических ошибок. Ребёнок активно общается со взрослыми и сверстниками.
Читать предыдущую статью: "Как понять, что перед вами хороший специалист? 5 важных пунктов оценки" (кликните).
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Получить более подробную информацию обо мне и Центре Развития Речи «Говоруша» можно по ссылке (кликните): наши контакты.