Найти в Дзене
Bonewstory

В.И. Ленин «О государстве». Основные тезисы

В.И. Ленин представлял историю России как последовательность смены экономических формаций. Кратко свои взгляды он изложил в выступлении перед студентами университета им. Свердлова. Лекция была прочитана 11 июля 1919 г. и зафиксирована под названием «О государстве». В.И. Ленин перекладывал идеи К. Маркса на историю России и отмечал, что главную роль в ней играет государство. В работе поднимаются вопросы о сущности государства, его возникновении, а также об отношении к государству партии рабочего класса, борющейся за полное свержение капитализма. По мнению В.И. Ленина, учение о государстве служит оправданием общественных привилегий, оправданием существования эксплуатации, оправданием существования капитализма, — вот почему, с точки зрения автора, необходимо ожидать в этом вопросе беспристрастия. Чтобы правильно подойти к этому вопросу, как и ко всякому вопросу, например, к вопросу о возникновении капитализма, эксплуатации между людьми, к социализму, к тому, как появился социализм, каки

В.И. Ленин представлял историю России как последовательность смены экономических формаций. Кратко свои взгляды он изложил в выступлении перед студентами университета им. Свердлова. Лекция была прочитана 11 июля 1919 г. и зафиксирована под названием «О государстве». В.И. Ленин перекладывал идеи К. Маркса на историю России и отмечал, что главную роль в ней играет государство.

 В.И. Ленин (1870 — 1924 гг.)
В.И. Ленин (1870 — 1924 гг.)

В работе поднимаются вопросы о сущности государства, его возникновении, а также об отношении к государству партии рабочего класса, борющейся за полное свержение капитализма. По мнению В.И. Ленина, учение о государстве служит оправданием общественных привилегий, оправданием существования эксплуатации, оправданием существования капитализма, — вот почему, с точки зрения автора, необходимо ожидать в этом вопросе беспристрастия.

Чтобы правильно подойти к этому вопросу, как и ко всякому вопросу, например, к вопросу о возникновении капитализма, эксплуатации между людьми, к социализму, к тому, как появился социализм, какие условия его породили, — ко всякому такому вопросу можно солидно, с уверенностью подойти, лишь бросив исторический взгляд на все развитие его в целом. По этому вопросу прежде всего надо обратить внимание на то, что государство не всегда существовало. Оно появляется там и тогда, где и когда появляется деление общества на классы, когда появляются эксплуататоры и эксплуатируемые.

До тех пор как возникла первая форма эксплуатации человека человеком, первая форма деления на классы — рабовладельцев и рабов, — до тех пор существовала еще патриархальная, или — как ее иногда называют — клановая семья, когда люди жили родами, поколениями, утверждал В.И. Ленин. И тогда не было государства, не было особого аппарата для систематического применения насилия и подчинения людей насилию.

Перейдя к описанию последовательности смены экономических формаций, Ленин продолжал:

В первобытном обществе, когда люди жили небольшими родами, еще находясь на самых низших ступенях развития, в состоянии, близком к дикости, в эпоху, от которой современное цивилизованное человечество отделяют несколько тысячелетий, — в то время не видно еще признаков существования государства. Мы видим господство обычаев, авторитет, уважение, власть.

Тут стоит добавить, что, по словам теоретика марксизма, эта власть признавалась иногда за женщинами, — положение женщины тогда не было похоже на теперешнее бесправное, угнетенное положение.

Затем шло общество, основанное на рабстве, общество рабовладельческое:

Рабовладельцы и рабы — первое крупное деление на классы. Первая группа владела не только всеми средствами производства — землей, орудиями, как бы слабы, примитивны они тогда ни были, — она также владела и людьми.

За данной формой в истории последовала следующая форма — крепостное право. Рабство в громадном большинстве стран в своем развитии превратилось в крепостное право. Основное деление общества в этот период предполагало деление на крепостников-помещиков и крепостных крестьян. По отношению к крепостному крестьянину осталось классовое угнетение, зависимость, но крепостник-помещик не считался владельцем крестьянина, как вещи, а имел лишь право на его труд.

Основным признаком крепостного права является тот факт, что крестьянство (а тогда крестьяне представляли большинство, городское население было крайне слабо развито) считалось прикрепленным к земле, — отсюда произошло и самое понятие — крепостное право.

Далее, — в крепостном обществе, по мере развития торговли, возникновения всемирного рынка, по мере развития денежного обращения, возник новый класс — класс капиталистов. В России в 1861 году также произошел переворот, последствием которого стала смена одной формы общества на другую — замена крепостничества капитализмом, при котором деление на классы осталось.

Владельцы капитала, владельцы земли, владельцы фабрик и заводов представляли и представляют во всех капиталистических государствах ничтожное меньшинство населения. Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим.

Вот этот вопрос — о государстве — теперь, во время начала социалистической революции во всем мире, и как раз во время победы революции в некоторых странах, когда особенно обострилась борьба с всемирным капиталом, — вопрос о государстве приобрел самое большое значение и стал, можно сказать, самым больным вопросом, фокусом всех политических вопросов и всех политических споров современности.

По утверждению В.И. Ленина, советская республика отбросила эту буржуазную ложь и открыто заявила: вы называете свое государство свободным, а на самом деле, пока есть частная собственность, ваше государство, хотя бы оно было демократической республикой, есть не что иное, как машина в руках капиталистов. Пример этого — Швейцария в Европе, Северо-Американские Соединенные Штаты в Америке.

Литература:

1. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. М.: Политиздат, 1969.

#история #история россии #ленин #государство #крепостное право