Найти тему
Kazan Digital Week

Где искать кадры для цифровой трансформации

Оглавление

Внимание спойлер: на промпредприятиях!

На этом можно остановиться и пойти искать эти самые кадры на промышленные предприятия. Но не всё так просто. Есть нюансы. Много нюансов. И одной статьи не хватит, чтобы решить ваши кадровые вопросы. Но прочитав эту публикацию, у вас появится представление, в какую сторону двигаться, чтобы не делать лишних движений. Материал будет также полезен будущим специалистам, которые видят перспективы в "цифре", но пока не определились с конкретным направлениям или ищут возможности для развития своих навыков.

И ещё одно важное замечание: этого текста не было бы без реальных практиков, которые своими руками трансформировали предприятия. Лично встретиться с ними и задать вопросы, обменяться контактами можно будет на форуме Kazan Digital Week в сентября 2022 года.

Поехали!

Что такое цифровая экономика? Это ведь не только цифровизация конкретных процессов, не оцифрофка каких-то действий и вещей. Это выстраивание новых процессов взаимодействия между участниками и объектами национальной экономики. Где-то это получается лучше, где-то что-то мешает. Но все движутся в одном направлении и рано или поздно цель будет достигнута. И вот когда цифровая экономика полностью охватит все отрасли, тогда мы будем говорить полностью о цифровом двойнике экономики государства. Поговорили с теми, кто знает, что такое "Индустрия 4.0" не понаслышке.

Профессор Казанского технологического университета Игорь Аникин

-2

Про истоки. Если мы говорим об Индустрии 4.0, то должна быть и Индустрия 1.0, Индустрия 2.0 и 3.0... Первой считается промышленная революция, которая произошла в начале XIX века, когда от ручной обработки начали переходить к промышленной, когда появились первые станки, Индустрия 2.0 - уже была связана с производством, а 3.0 - с появлением робототехники и активированным производством: станки ЧПУ и роботы, которые освобождали людей от решения задач.

-3

Про большие данные. На самом деле Индустрия 4.0 начала развиваться ещё 10 лет назад, и эти процессы связаны с массовым применением так называемых киберфизических систем, когда появилось роботизированное производство. То есть на предприятиях стали устанавливать множество сенсоров, получающих значительное количество данных. Такие сенсоры появились на станках, на турбинах, где-то ещё. Их количество может доходить до нескольких сотен тысяч, и все они собирают данные. Именно здесь в игру вступают те самые понятия цифровизации – BigData, Интернет вещей, дополненная и виртуальная реальность и так далее. Все это в комплексе позволяет автоматизировать ряд задач.

-4

Про барьеры. Но существует административный тормоз- часть данных является конфиденциальной, то есть, если для Индустрии 4.0 обязателен механиз обезличивания персональных данных, а с этим пока есть трудности. Потому что все собирают, обрабатывают и хранят эти данные по-разному. Унифицировать их пока очень трудно. Это дорогой процесс. Практически ручная работа. С этой точки зрения сильно выигрывают отрасли телекоммуникаций и финансовых технологий. Там большие данные дешевые и поэтому, эти сферы так активно развиваются: банки и телекоммуникационные компании совершили два технологических скачка за одно десятилетие.

Директор Центра цифровой трансформации ПАО "КАМАЗ" Эльдар Шавалиев

-5

Про человеческий фактор. Индустрия 4.0 - это немецкое понятие, содержащие в себе комплекс технологических решений, которые показывают эффективность за счет интеграции и взаимодействий друг с другом. При этом взаимодействие оборудование происходит, минуя человеческие интерфейсы. Это ключевой момент – исчезновение человеческого фактора из любой производственной цепочки. Самый показательный пример – беспилотные автомобили. Казалось бы, революция уже произошла, такие автомобили есть, но почему здесь не происходит такого же переворота, какой произошел в XX веке, когда автомобили стремительно заменили лошадей. Но давайте по-рассуждаем, почему это произошло. Самая очевидная причина – это скорость и способность непрерывного движения. То есть, лошади не смогли конкурировать с автомобилем в этих двух показателях. Теперь давайте поговорим о беспилотнике. Здесь очень сложный вопрос «когда?», потому что все экономические расчёты и области применения показывают, что просто неоправданно. А теперь попробуем разложить это на отдельные сегменты.

-6

Про сроки. Если мы говорим про магистральные перевозки, то, конечно, человек лимитирует движение автомобиля, потому что есть режим труда и отдыха - он не может ехать непрерывно. Вытащить человека из автомобиля и добиться беспрерывного движения можно, но сегодня транспортные компании решают это с помощью эстафетных перевозок, когда водители меняются, либо меняется полуприцеп. То есть предпочитают организационные, а не технические решения. Потому что определяющим фактором всегда будет себестоимость и безопасность. В конце концов, у самолётов уже давно есть беспилотные технологии, но от пилотов пока никто не думает отказываться. Когда-то ситуация изменится, но не скоро, не раньше 2030-2035 года.

-7

Про целеполагание. Интересный пример приводят коллеги из Германии, когда идут проектов по беспилотным магистральным перевозокам, как возможности выделения отдельной полосы, они говорят, что если еще сделать такие перевозки на электродвигателях, то получится железная дорога со всей её неэффективностью. Кроме того батареи технологически сегодня еще не достигли того состояния, чтобы экономически было оправданно везти грузы на грузовиках с электрическими. Дизельный двигатель – по-прежнему недосягаемой лидер по эффективности переноса энергии на единицу объема, на единицу веса. То есть, в одном литре дизельного топлива энергии в килоджоулях гораздо больше, чем в сопоставимом объёме батареи. Дизель на магистралях будет ещё очень и очень долго.

-8

Про «Теслу». Феномен «Теслы» не в технологиях, а в способе финансирования всей этой истории. Это в определенной степени «пузырь надежд и будущего». В определенный момент детище Маска стоило дороже чем «Фольксваген» и «Даймлер» вместе взятые. Это оценка ожиданий. Ожиданий того, что с компанией с технологической точки зрения будет происходить чудо. Но, если мы говорим про «Индустрию 4.0», то это преждле всего трансформация, и одно дело создавать компанию с нуля, а другое перестраивать существующие производства и мощности. Но когда мы говорим про «Теслу», то Илон Маск совершил переворот: он сказал, что электроника — это ключевая компетенция автомобильного производителя. И она несёт очень важные изменения в дизайне, что позволило им сделать прорывной продукт, но феномен «Теслы» в способе подхода к финансированию, который позволил им применить весь стек современных технологий. Но через 50 лет эти технологии уйдут в прошлое, и если в «Тесле» не изобретут новый священный Грааль получения денег, то они придут к состоянию, когда им нужно будет платить акционерам. Войдут в стадию постоянно работающий компании, и снова потеряют доступ к современным технологиям. Либо Илон Маск, зная его подходы к управлению, продаст компанию, отдаст все это бремя новым акционерам и сделает новую «Теслу».

Про доверие. Самый главный эффект, который будет происходить и на нашем уровне, и на уровне государства, и на уровне всей нашей планеты - это интеграция. Если мы будем интегрированы на уровне цеха, интегрированы на уровне подразделения, интегрированы на уровне городов, скорость передачи данных и скорость взаимодействия сократится и это будет устранять барьеры. Какие возможности это открывает - даже комментировать не нужно. Но всегда стоит вопрос безопасности, всегда встаёт вопрос доверия. Именно доверие - самый главный инструмент цифровой трансформации. В какой-то степени вы должны научиться доверять для того, чтобы перейти на новый уровень эффективности.

Руководитель Центра компетенций "Цифровая экономика" им. В. А. Белугина Виталий Бабушкин

-9

Про запросы. Самые актуальные запросы на обучение специалистов связаны с освоениями модулей управления производственными процессами. Поскольку модули конструирования и проектирования уже давно присутствуют на предприятиях (например, на «КАМАЗ» порядка 3 тыс. модулей Siemens, то есть у предприятия около 3 тыс. лицензий), то появляется и запрос в новых компетенциях. Если мы говорим об общей картине (от идеи до утилизации) или о цифровом двойнике, то рано или поздно предприятиям приходятся эти компетенции закрывать.

-10

Про масштаб. Суть всех этих процессов, да и «Индустрии 4.0» в сокращении процессов. Но если раньше обычный процесс рассматривался документально, то есть виде чертежа, то теперь всё меняют цифровые двойники. Любой процесс можно оцифровать и исключить длительный этап согласований, переделок и так далее. Цифровая трансформация предприятия – процесс не дешевый. Крупный бизнес может себе позволить, а вот малый и средний часто довольствует несколькими лицензиями, - например конструкторской и производственной, - и увязывает процессы с системой ERP (планирование ресурсов предприяти). Если взять условную шкалу, где 100 баллов будут означать максимальной индустриализации 4.0, то самым передовым предприятием Татарстана на этом графике будет «КАМАЗ». Его жизненный цикл приближен к максимальной цифровизации на 60-70 баллов из 100.

-11

Об альтернативе. Активное сотрудничество с Siemens российские предприятия начали с 2000-х годов – именно тогда массово начали приобретаться лицензии. Причем, немцы действовали очень хитро – лицензии предоставлялись нашим предприятиям и вузам на безвозмездной основе, чтобы специалисты привыкли работать именно в этой системе. Сейчас концерн из Германии пожинает плоды. Чтобы уйти от этой зависимости в Татарстане создали и развивают свою альтернативу на базе КГТУ им. Туполева и Центра компетенций «Цифровая экономика» им. В.А. Белугина. И власти и крупный бизнес понимают необходимость собственной цифрового фундамента и в течение 2-3 лет будут вкладываться средства, появятся результаты, которые позволят говорить об альтернативе тому же Siemens.

Стать частью IT-сообщества Татарстана можно, подписавшись на Telegram-канал и, вступив в группу.

Если вы хотите представить на форуме свою технологию, продукт или услугу, то вам следует вступить в Telegram-группу экспонентов или написать нам на почту: info.ascr@tatar.ru