Государства, подписавшие конвенцию, придавали статье 18-й конвенции, установившей гарантию безопасности, неразрывно связанную со всей совокупностью статей, регулирующих режим проливов, такое значение, 128 что они торжественно подтвердили, что указанная гарантия составляет нераздельную часть статей о демилитаризации и о свободе прохода проливов. Это означает, что без эффективного, практического и действенного обеспечения на Турцию не могло бы быть возложено умаление суверенитета на той части ее территории, безопасность которой необходима для безопасности всей страны. Равным образом, очевидно, что если действие этой гарантии станет нереальным или сомнительным, то равновесие всей конвенции оказывается нарушенным в ущерб Турции и европейскому миру. Между тем политические кризисы ясно показали, что нынешний механизм коллективной гарантии приходит в действие м медленно и что запоздалое решение способно привести в большинстве случаев к потере выгоды от международной акции. Именно по этой причине Турция в 1923 г., так же как и многие другие державы в настоящее время, не смогла удовлетвориться коллективной гарантией, которую ей обеспечивал бы устав Лиги наций с того момента, как она стала бы участником Лиги, сочла недостаточной коллективную гарантию всех стран, подписавших конвенцию о проливах, и нашла, что только совместная гарантия четырех великих держав способна была обеспечить в тогдашних условиях минимум безопасности, необходимый для ее территориальной целостности. Но если этот минимум сам по себе ослабляется или становится проблематичным в силу политических и военных обстоятельств, целиком отличных от тех, под влиянием которых этот минимум был установлен, то правительство Республики не может поставить всю страну под непоправимый удар, не став повинным в тяжелом упущении. Позиция гарантов безопасности проливов по отношению к Лиге наций, особые обстоятельства, которые делают по меньшей мере сомнительным военное и действенное сотрудничество этих гарантов в выполнении поставленной перед ними задачи, являются элементами, опрокинувшими всеобщее построение конвенции 1923 года. В настоящий момент нельзя утверждать, что безопасность проливов продолжает обеспечиваться реальной гарантией, и нельзя требовать от Турции, чтобы она оставалась безразличной к возможности опасного бездействия. К этим соображениям надлежит добавить, что конвенция о проливах упоминает лишь о состоянии мира и войны, если в этом последнем случае Турция является нейтральной или воюющей стороной, но не предусматривает возможности специальной или общей угрозы войны и не позволяет Турции принимать в этом случае меры для своей законной защиты. Между тем сейчас исчерпывающим образом доказано, что наиболее сложной фазой внешней опасности является именно эта фаза угрозы, при чем состояние войны может наступить неожиданно и без всяких формальностей.
Государства, подписавшие конвенцию, придавали статье 18-й конвенции, установившей гарантию безопасности, неразрывно связанную со
15 декабря 202115 дек 2021
2 мин