Крейсера. Четыре войны лихого корвета. «Унион»

Кальяо, битва 2 мая
Кальяо, битва 2 мая

Захват 14 апреля 1864 года испанской "научно-исследовательской" эскадрой перуанских островов Чинча, основного источника валюты для тогдашнего Перу (более 60 %), оказался для страны крайне неожиданным. Когда испанцы, высадившись на богатых птичьим пометом островах, поднимала над ними испанский флаг, флот молодой южноамериканской страны располагал лишь фрегатом «Амасонас» и шхуной «Тумбес-и-Лоа». Против современных мощных испанских фрегатов этого было крайне мало.

Президент Перу генерал Хуан Антонио Песет вынужден был вести двойную игру, с одной стороны, выигрывая время, он вел переговоры с испанцами, идя на различные уступки, а с другой -отправил в Европу полковника Франсиско Болоньези Сервантеса для приобретения кораблей и вооружения. и начал переговоры о союзе с соседними странами.

В результате в Англии перуанцы заказали постройку двух броненосных кораблей, «Уаскар» и «Индепенденсиа». Но они будут готовы только к концу конфликта.

Зато во Франции эмиссары перуанского президента обнаружили на стапелях практически готовые корабли.

Во время американской гражданской войны Конфедеративные Штаты поручили французу Анри Арман де Ривьер построить 4 крейсера. Два из них, "Осака" и "Эдо" ( конспиративные названия, в реальности конфедераты назвали их "Луизиана" и "Миссисипи") он построил на своей верфи в Бордо. Еще два построил его партнер Воруз в Нанте. Конспиративные названия "Сан-Франциско" и "Шанхай" скрывали "Техас" и "Джорджия". В целом эти был тип Louisiana.

Орудия для них (по 14 штук на корабль) в количестве 56 штук изготовил Воруз на своем литейном заводе в Нанте по образцу rayé de trene французского флота.

Конспирация не удалась, агентам федерального правительства стало известно о сделке и в 1864 году был наложен запрет на передачу строящихся кораблей воюющим сторонам. Пара крейсеров, строившаяся в Бордо, в итоге была приобретена Пруссией, готовящейся к войне с Данией, а крейсера из Нанта выкупили перуанцы.

Приобретение крейсеров рассматривали также чилийцы, но контр-адмирал Роберто Симпсон отказался от покупки. Со стороны Перу оформлением сделки занимался посол Перу в Лондоне и Париже Федерико Барреда. Первый осмотр кораблей перуанскими моряками Аурелио Гарсия и Гарсия и Мигелем Грау прошел в августе 1864 года, а покупку оформили в ноябре 1864 года.

Стоимость сделки составила 2,3 миллиона франков , что эквивалентно 92 тысячам фунтов стерлингов , что больше, чем стоимость монитора «Уаскар» .

"Сан-Франциско" стал «Америкой», а"Шанхай" переименовали в «Унион» (Союз). Командование над ними приняли, соответственно, капитан- лейтенант Хуан Пардо де Села и первый лейтенант Мигель Грау. В декабре 1864 года оба корвета были готовы к отплытию из Сен-Назера.

-2

« Унион» BAP « Unión ». Astilleros Jollet, Babier & Th. Dubigeon sons, Франция. Заказан 6 июня 1863 г. Заложен Июнь 1864 г. Спущен на воду Декабрь 1864 (26 января 1864 г.). Вступил в строй Январь 1865. Погиб 16 января 1881 г., сел на мель, сожжен и подорван своей командой в Кальяо

«Америка» BAP «América». Astilleros Jollet, Babier & Th. Dubigeon sons, Франция. Заложен 1864 г. Вступил в строй 1865. Потерян во время землетрясения и приливной волны в Арике 8 августа 1868 г.

Водоизмещение 2016,66 тонн. Длина 74,07 m. Ширина 11,12 m. Осадка 5,34 m. Грузоподъемность 1600 регистровых Тонн
Двигатели-3-цилиндровый паровой двигатель, 1 гребной винт, 2700 - 3000 л.с. Скорость 13 узлов. Экипаж 137 человек. Парусное вооружение-бриг/бригантина. Дальность 1200  миль при 10 узлах
Вооружение: в 1865 г .: 14 162- мм орудий « Voruz»; в 1873 г .: 12 орудий «Воруз» 162 мм и 1 9-фунтовая пушка Withworth (Уитворт); в 1879 г .: 12 орудий 162-мм « Воруз» и 2 70- фунтовых орудия Армстронга , 1 9- фунтовой пушки Уитворта; в 1880 г .: 10-12 орудий 162-мм « Воруз» , 2 40-фунтовые пушки Armstrong , 2 30-фунтовые пушки Парротт Parrott

Корпус корвета был изготовлен из тикового дерева, в подводной части обшитого медными листами и усиленного железными пластинами. Сборка корпуса производилась с помощью гвоздей.

На вооружении корвета находились нарезные дульнозарядные пушки. Основное вооружение- пушки «Воруз», вариант французских орудий "rayé de trene", созданных на базе патента капитана британской армии Теофила Александра Блейкли.

500-фунтовое дульнозарядное орудие Блейкли в Кальяо
500-фунтовое дульнозарядное орудие Блейкли в Кальяо

Пушками «Воруз» называли 56 пушек, сделанных на нантском литейном заводе Voruz для заказанных конфедератами четырех крейсеров типа "Louisiana". Стволы орудий изотавливались из чугуна и стягивались стальными лентами. Масса ствола составляла 75 центнеров, диаметр канала ствола 6 3/8 дюйма (около 162 мм), а вес снаряда 70 фунтов(около 28 кг).

Сам Блейкли оказался в итоге тесно связан с Перу, он создал для страны несколько орудий своей системы в сложный для нее период войны с Испанией, в том числе для береговой обороны ( всего к 1863 году Блейкли изготовил около 400 пушек для разных стран, кроме Перу в списке также США и КША(конфедераты)). Но в самой Британии ему успеха добиться не удалось, его разработки использовал Армстронг, которому удалось "подвинуть" изобретателя. Скончался капитан в перуанском Кальяо в 1868 году.

С пушками «Воруз» перуанцы имели некоторые проблемы. В 1866 -1867 годах от взрыва снаряда в стволе разорвало 4 орудия корветов Unión и América. Правда комиссия во главе с полковником артиллерии Франсиско Болоньези пришла к выводу, что причиной послужили бракованные взрыватели.

Взамен утраченных орудий корвет получил в 1869 году два 8- фунтовых орудия. Но вскоре их убрали. В 1873 году, во время пребывания в Англии, команда вскладчину приобрела пушку Уитворта, впрочем, в экипаже она считалась «испорченной».

В июне 1879 года, в ходе войны с Чили, на корабль поставили дополнительно две 100-фунтовые пушки Паррота калибром 6,4 дюйма(около 160 мм), но перегруженная тяжелой артиллерией носовая часть осела в воду и корабль сильно потерял в скорости. Уже в июле со склада в Кальяо привезли две 70-фунтовые пушки Армстронга и заменили ими Парроты.

В итоге на начало 1880 года корвет был вооружен двумя 30-фунтовыми Парротами, двумя 40-фунтовыми Армстронгами и двенадцатью исходными пушками «Воруз».

На 12 ноября 1880 года две "ворузовские" пушки были заменены двумя 100-фунтовками.

-4

Наиболее короткой и драматичной оказалась судьба корвета «Америка». 13 августа 1868 года он находился в порту Арике, рядом с двумя американскими военными кораблями. Около 16-00сильное землетрясение разрушило город Арика, выжившие горожане столпились на берегу, ожидая помощи с кораблей, но вместо этого на сушу обрушилось цунами, многие утонули. Корабли в порту пытались выйти в море, однако мощный отлив оставил их на дне. Вернувшийся прилив поднял «Америку» и американскую канонерку «Уотери », но перуанский корвет волной ударило об дно и разрушило корпус. Единственным выжившим кораблем стала американская колесная канонерка «Уотери ».

Ни выживших, ни тел членов экипажа «Америки» не нашли.

Корвет Америка разрушенный Цунами 1868 года в Арике
Корвет Америка разрушенный Цунами 1868 года в Арике

Корвет « Унион » из Франции перешел 17 января 1865 года в английский Плимут для того чтобы укомплектовать экипаж на трансатлантический переход. По прибытии командир корабля Мигель Грау был арестован британцами за нарушение принципов нейтралитета (Перу уже воевала с Испанией). Лишь энергичные действия выдающегося перуанского дипломата и коммерсанта Федерико Барреды при содействии тогдашнего министра иностранных дел Англии лорда Рассела позволили отозвать ордер на арест и обеспечить продолжение похода корветов « Унион » и « Америка » на Тихий океан. 31 марта Грау был произведен в лейтенанты.

В Атлантике корабли перенесли два сильных шторма и задержались в Рио-де-Жанейро с 6 по 26 мая 1865 года. После ремонта и отдыха корабли продолжили переход, но буквально в сотне миль от бразильского побережья вновь были накрыты мощным штормом. Деревянный корпус « Униона » был поврежден и обратно в Рио его на буксире привел « Америка ». Так как ремонт « Униона » требовал не менее двух месяцев, « Америка » дальше ушел в одиночку.

В чилийский Вальпараисо отремонтированный « Унион » прибыл 6 июля 1865 года и здесь Грау получил новости из Перу. Испанская интервенция спровоцировала там новую гражданскую войну. Грау определился сразу, повстанческой армией командовал капитан Лизардо Монтеро, друг его детства и соратник по морскому мятежу в ходе предыдущей гражданской войны 1856-1858 годов. Корвет Грау присоединился к повстанческому флоту из фрегата Amazonas , транспорта Lerzundi , шхуны Tumbes и корвета América .

Правительственный флот президента Хуана Антонио Пезета располагал фрегатом "Апуримак", транспортом « Чалако» и двумя плавучими батареями из пароходов « Лоа» и « Виктория». Лоялисты избегали активных действий и всю войну их флот простоял в Кальяо.

Повстанцы же активно использовали корабли для перевозки войск, во время переброски солдат из Уачо в Писко в сентябре 1865 года « Унион » столкнулся в море сфрегатом "Апуримак".

6 ноября 1865 года повстанцы захватили Лиму, положив конец гражданской войне. 5 декабря новое правительство полковника Мариано Игнасио Прадо заключило союзный договор с Чили против Испании. Вальпараисо был назначен базой союзного флота, туда была отправлена эскадра перуанцев в составе фрегатов Amazonas и Apurímac и корветов Unión и América. После прихода заказанных в Англии перуанских броненосцев объединенный союзный флот должен был вступить в бой с испанцами.

К союзу присоединились Боливия и Эквадор. 14 января 1866 года Перу официально объявило войну Испании. Уже 16 января перуанский флот понес первую потерю-фрегат Amazonas затонул на крайнем юго-западе острова Абтао, сев на мель.

7 февраля 1866 года у острова Абтао состоялось первое морское сражение войны: два испанских фрегата « Вилла де Мадрид» и « Бланка » (83-86 орудий) встретились с перуанской эскадрой, фрегатом « Апуримак », и корветами « Унион » и « Америка »(58 орудий) при поддержке чилийской шхуны « Ковадонга » и двух пароходов (12-14 орудий). Союзников поддерживали три береговые батареи-7 пушек, снятых с «Амазонас ».

-6

В 3-30 между флотами началась активная перестрелка на дистанции около 1500 метров. За два часа противники выпустили 2000 снарядов. Союзники, осознавая свою слабость, занимали оборонительную позицию, а испанцы опасались маневрировать в незнакомой акватории.

Потери испанцев составили шесть раненых и трое контуженных. Потери союзников оценивались в от двух до двенадцати убитых и от одного до двадцати раненых.

Карикатура  «Чилийцы и перуанцы в Абтао»,  El Museo Universal 2 декабря 1866 года,
Карикатура «Чилийцы и перуанцы в Абтао», El Museo Universal 2 декабря 1866 года,

В апреле-мае оба перуанских корвета пытались в Магеллановом проливе встретить идущие из Англии броненосцы « Индепенденсия» и «Уаскар», но безуспешно, те опаздывали. Когда же в мае « Унион » отправился в Вальпараисо за вице - адмиралом Бланко Энкалада, новым командующим союзной эскадрой, береговые батареи чилийцев(из пушек перуанского фрегата) открыли по нему огонь, выполняя старый, но неотмененный приказ капитана Реболледо не выпускать лихие перуанские корветы на поиск испанцев. К счастью стреляли мимо.

6 июня к союзному флоту, наконец, присоединились новые перуанские броненосцы. 11 июня объединенный флот вышел к Вальпараисо. Перу наняло контр-адмирала Джона Такера (бывшего конфедерата) для командования перуанским флотом при нанесении удара по испанским Филиппинам. Однако перуанские моряки не приняли варяга. Командиры кораблей. включая Мигеля Грау подали в отставку. «Унион » возглавил капитан да фрегата Хуан Гильермо Море Руис . С филиппинской экспедицией в итоге не сложилось.

2 мая 1866 года после обороны Кальяо от испанской эскадры обе стороны победу записали на свой счет. Но союзники праздновали победу громче и активнее. Пользуясь моментом триумфа диктатор Перу генерал Прадо решил стать законным президентом с новой конституцией. Но получил лишь гражданскую войну 1867 года и 7 января 1868 года ушел в отставку. Корвет оставался на стороне Прадо и занимался перевозкой лояльных ему войск.

Испания в 1868 году начала свою гражданскую войну, в 1871 году она с Перу заключила перемирие, а в 1879 году мир.

В 1871 году « Унион » отправили в Англию для замены котлов и артиллерии. Но если с котлами все получилось (хотя новые котлы были выше и, соответственно, более уязвимыми), то в части вооружения удалось купить лишь 9 фунтовую пушку Whitworth. До Англии корвет почти весь путь проделал под парусами.

Политическая жизнь в Перу по-прежнему бурлила и била ключами. Страна была в глубоком экономическом кризисе. Президентом в 1876 году вновь стал генерал Мариано Игнасио Прадо и снова против него началось восстание. В ночь на 6 мая 1877 года сторонники неугомонного перуанского политика Николаса де Пьеролы захватили монитор "Уаскар".

В погоню за мятежным кораблем был отправлен практически весь перуанский флот под командованием капитана Хуана Гильермо Море в составе бронированного фрегата « Индепенденсия» , корвета « Унион » , монитора "Атауальпа" и транспорта « Лимена» для буксировки монитора.

28 мая 1877 года у Пунта-Пичало встретились в бою два перуанских броненосца, на стороне лоялистов участвовали также корвет « Унион » и канонерка « Пилкомайо». 29 мая при Пакоче с мятежным монитором безуспешно пыталась справится эскадра Королевского флота, которой не помогли даже торпеды. 31 мая, однако, мятежникам пришлось сдаться.

С началом в 1879 году Второй Тихоокеанской войны корвет вместе с канонерской лодкой « Пилкомайо» вошел в состав Второй морской дивизии во главе с Аурелио Гарсия-и-Гарсиа.

Аурелио Гарсия-и-Гарсиа , командир Второй военно-морской дивизии, флагман на «Унионе».
Аурелио Гарсия-и-Гарсиа , командир Второй военно-морской дивизии, флагман на «Унионе».

12 апреля Вторая дивизия столкнулась с чилийской канонерской лодкой Magallanes в бою при Чипане . Это была первое морское сражение войны и оно закончилось без победителей. Плохое состояние котлов корвета заставило его вернуться в Кальяо на трехмесячный ремонт.

После завершения ремонта перуанское командование решило провести рейд против чилийского побережья и судоходства в ответ на бомбардировку чилийскими кораблями беззащитного порта Икике. 17 июля ночью из Арики вышли монитор "Уаскар" и корвет «Унион ». Главной целью были чилийские войсковые транспорты, которые шли без охраны.

19 июля корвет захватил в Мехильонес чилийский пароход « Аделаида Рохас» с 1700 тонн угля.Приз был отправлен в Кальяо. 20 июля у Чаньяраля был взят бриг « Сауси Джек» с грузом меди. И его отправили в Кальяо. В порту Чаньяраля также было уничтожено несколько небольших чилийских судов. 21-го найденные плавсредства были уничтожены в Уаско и Каррисал Баджо. Затем 22-го они вернулись в Чаньяраль и захватили судно "Адриана Лусия", груженное медью, которое также отправили в Кальяо.

23 июля корветом « Унион » был захвачен чилийский пароход «Римак», на борту которого находился только сформированный элитный эскадрон "Карабинеры Юнгая" в 240 сабель, во главе с "золотым мальчиком" 37 лет от роду, Мануэлем Бульнесом Пинто, сыном и племянником чилийских президентов, аристократом и будущим военным министром. Это событие привело к сильным беспорядкам в Чили и стоило кресла военному министру.

25 июля рейдеры после успешного похода вернулись в Кальяо.

Николас Портал , командующий "Унион" с 1871 по 1876 и в 1879. .
Николас Портал , командующий "Унион" с 1871 по 1876 и в 1879. .

После изучения документов, захваченных на « Римаке», перуанцы узнали о пароходе « Гленег» с грузом в 4000 винтовок Гра, 16 крупповских пушек и боеприпасы к ним для чилийской армии. Пароход с ценным грузом шел из Европы.

На перехват в Магелланов пролив 31 июля отправили корвет « Унион ». На его борту помимо командира корабляНиколаса Портала находился и командир 2-й дивизии Аурелио Гарсиа и Гарсиа.

13 августа, пройдя через сильный шторм, корвет вошел в Магелланов пролив. 16-го перуанцы подошли к Пунто-Аренас, вызвав панику у населения города. Однако перуанцы объяснили коменданту порта, что с мирным городом воевать не собираются.

Оказалось, что в конце июля город посетил чилийский вооруженный транспорт "Лоа", который дождался « Гленег» и 4 августа, загрузив в порту также все береговые пушки, установленные ранее против аргентинцев, ушел в Вальпараисо.

« Униону » пришлось возвращаться в Арику без добычи. На дорогу с чилийского понтона загрузили несколько тонн угля, а у местного населения было закуплено продовольствие. За хорошее отношение к населению дважды Гарсию поблагодарил местный английский консул.

18 августа корвет вернулся на Тихий океан, упустив при этом еще один ценный приз-пароход "Genovese" со следующей партией оружия. Встречали товар корвет « О'Хиггинс» и транспорт « Амазонас».

45- дневный одиночный рейд корвета на самый юг континента, вдоль всего чилийского побережья, в Перу посчитали подвигом, несмотря на безуспешность.

30 сентября "Уаскар" и «Унион » вышли из Арики в очередной поход. По дороге они сопроводили поставленный в строй перуанского флота трофейный «Римак», который высадил в Икике полуторатысячный отряд генерала Бустаманте. Потом пути разошлись, транспорт вернулся в Кальяо, а рейдеры пошли на юг.

После первого успеха (в Кальяо отправили захваченный парусник "Кокимбо") у отряда начались проблемы. У монитора появились неисправности в машине.

-10

После безрезультативного посещения порта Антофагасты, где не удалось найти достойных целей, отряд направился на север.

На рассвете 8 октября перуанцы на встречных курсах наткнулись на корабли 1-й чилийской эскадры капитана Хосе Гальварино Риверос Карденаса( броненосец "Бланко Энкалада" , шхуна " Ковадонга" и угольщик "Матиас Кусиньо "). Грау с помощью маневра, имея чуть выше скорость ( 9 узлов против 7,5-9 у Ривероса), попытался оторваться, прикрыв корабли дымовой завесой.

Но в 7-15 в 22 милях к северо-западу были обнаружены дымы еще трех кораблей, это была 2-я чилийская эскадра капитана Хуан Хосе Франсиско Латорре Бенавенте (броненосец « Кокрейн », корвет "O'Хиггинс" и вооруженный транспорт "Лоа"). С появлением более быстроходного после недавнего ремонта « Кокрейна » положение перуанцев стало критическим.

Перуанские корабли были зажаты с одной стороны побережьем, с двух чилийскими эскадрами, свободен был лишь путь на север. По инструкции президента Прадо :

"Ни в коем случае адмирал Грау не будет компрометировать какой-либо из кораблей под своим командованием, и если он встретит вражеские корабли в пути, он будет сражаться только с более низкими силами, за исключением того, что окажется неспособным отступить от превосходящих сил, в которых он выполнит свои долг."

Имеющий проблемы с силовой установкой монитор оторваться от преследователей шансов не имел. В прорыв ушел только «Унион ». В погоню за ним были отправлены "O'Хиггинс" и "Лоа". "O'Хиггинс" безнадежно отстал, а "Лоа" попытался вступить в перестрелку с перуанским корветом. К 19-00 чилийцы были вынуждены отказаться от преследования и на рассвете 9 октября «Унион » был уже в Арике.

"Уаскар" вступил в бой, но уже вторым выстрелом был убит Мигель Грау. После ожесточенного боя монитор был захвачен чилийцами. Так закончился четвертый рейд "Уаскара" и битва при Ангамосе.

-11

Аурелио Гарсия-и-Гарсия пытались обвинить в самовольном оставлении поля боя, но после расследования 17 мая 1880 года он был полностью оправдан.

После месяца ремонта «Унион » ушел с свой пятый боевой поход. 8 ноября 1879 года он вместе с канонеркой "Пилкомайо" доставил в Арику военные грузы на транспорте «Чалако». 17 ноября все три корабля отправились обратно, но в дороге рассеялись. Утром 18-го «Унион » обнаружил чилийский броненосец "Бланко Энкалада" и развернулся на юг, чтобы предупредить своих спутников. Однако было поздно, чилийский броненосец захватил "Пилкомайо".

Следующий поход корвета состоялся в декабре, 20 декабря он выгрузил в Моллендо 1500 винтовок и униформу для вновь сформированной 1-й дивизии 2-й Южной армии с базой в Арекипе.

Мануэль А. Вильявисенсио , командир перуанского корвета Unión .
Мануэль А. Вильявисенсио , командир перуанского корвета Unión .

Положение Перу становилось все тяжелее, чилийские войска вторглись в основные перуанские провинции и начали захват портовых городов.

Пользуясь случаем, власть в Лиме захватил уже известный нам Николас де Пьерола, объявивший себя военным диктатором. Командиром корвета « Унион» он назначил капитана Мануэля Антонио Вильявисенсио Фрейре.

Корвет прорвался в Арику утром 17 марта, вдоль берега обойдя чилийскую блокаду. Груз уже выгружали, когда чилийцы обнаружили прорыв.

« Кокрейн », вооруженный транспорт « Амазонас » и уже чилийский "Уаскар"попытались сорвать разгрузку огнем, но им ответили и монитор "Manco Cápac", корвет и береговые батареи Арики-Морро и Северная. Разгрузочные работы прошли без затруднений.

Капитан Латорре пытался предотвратить побег дерзкого перуанского корвета из Арики, но в тот же день около 17-00 « Унион» вырвался из блокированного порта, обманув чилийцев прорывом на юг, а не на север, где его ждали.

Двойной успех корвета вызвал восторг не только у гарнизона и населения Арики, но и у экипажей иностранных боевых кораблей-наблюдателей. Чилийская погоня оказалась безуспешной. Корвет потерял в этот день одного моряка убитым и несколько ранеными.

Но несмотря на героизм и отдельные успехи, Перу войну проиграло. 10 апреля 1880 года чилийские корабли блокировали Кальяо. В этот же день чилийский миноносец "Guacolda" на рассвете пытался торпедировать корвет, но ему помешали заграждения вокруг корабля и торпеда взорвалась а 10 метрах от корпуса.

Заблокированный в Кальяо корвет пострадал при чилийских обстрелах. 22 апреля была повреждена труба, потом были и другие повреждения. В середине 1880 года с него сняли пушки для организации обороны против возможной высадки чилийских войск в Анконе.

16 января 1881 года « Унион» и другие корабли перуанского флота были потоплены в Кальяо, чтобы не допустить их попадания в руки Чили. Корпус корвета затонул к северу от залива Кальяо, его корма частично сгорела, двигатель был разрушен.

Картина лейтенанта британского флота Рудольфа Эдварда Марча Филлипса де Лиля,  HMS Triumph,   корвета «Унион», выброшенного на берег и  сожженного
Картина лейтенанта британского флота Рудольфа Эдварда Марча Филлипса де Лиля, HMS Triumph, корвета «Унион», выброшенного на берег и сожженного

Картина того же художника, корвет «Унион» после затопления, поджога и подрыва динамитом  собственной командой в Кальяо
Картина того же художника, корвет «Унион» после затопления, поджога и подрыва динамитом собственной командой в Кальяо
-15

Через несколько лет грот-мачта корвета « Унион » была установлена директором Военно- морской школы Перу капитаном Эрнесто Кабальеро-и-Ластрес у главного входа на променаде Фигередо в Ла-Пунта , где проходят обучение офицеры ВМС Перу. Вход в училище переименован в Puerta Unión в память о подвигах перуанского флота в войне на Тихом океане.

-16

В 2014 году в честь корвета Unión был назван спущенный на воду четырехмачтовый учебный парусный корабль BAP Unión (BEV-161) ВМС Перу. Он считается самым большим парусным судном в Америке и вторым по величине в мире.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Морская коллекцияКанал об истории флота. Картотека боевых кораблей. Сражения и битвы. Почта для связи-smk100@inbox.ru
32,9K подписчиков