На прошлой неделе в ИД «Ульяновская правда» прошла пресс-конференция, посвященная новым мерам поддержки предпринимателей. Параллельно в социальных сетях сами предприниматели начали размещать сообщения о том, что вместо мер поддержки они получили удорожание патентов в десятки раз. Что происходит в действительности – разбиралась «Народная газета».
«Вертолетных» не будет
Начнем с мер поддержки: вводятся два блока, стимулирующие и компенсационные. Налоговых льгот – не будет, но будет поддержка в решении конкретных задач бизнеса. Как пояснила и.о. первого зампредседателя правительства Марина Алексеевна, правительство не считает целесообразным раздачу «вертолетных денег», помогать будут только там, где это необходимо.
Термин «вертолетные деньги» появился в США. Означает буквально следующее: представьте, что над городом летает вертолет и разбрасывает деньги, а бизнес и люди их собирают – вроде бы все становятся богаче, денег становится больше, но роста реального ВВП нет, а есть инфляция. Деньги превращаются в «фантики» и обесцениваются. Как происходит обесценивание денег мы все уже, к сожалению, видели.
Собственно, по этой причине – чтобы сдержать инфляцию и не обесценить деньги – предпринимателям не раздают их непосредственно, и не предоставляют прямые налоговые льготы. Что делают вместо этого?
В первом блоке мер будут стимулировать создание рабочих мест, увеличение валового продукта, повышение производительности труда – а конкретнее, например, за каждое созданное рабочее место работодатель будет получать средства в размере трехкратного МРОТ. Займы на закупку оборудования будут выдаваться по ставке не выше 3%, а всего на стимулирующие меры потратят не менее 200 миллионов рублей.
Во втором, компенсационном блоке, бизнес получит компенсации за период действия ограничений, к примеру, 50% от затрат на ЖКХ и аренду. Заложат на эти цели не менее 50 миллионов.
Вывести из тени
...но предприниматели в социальных сетях жаловались не на это, а на кратный рост стоимости патентов. Патентная система налогообложения – это такой режим, который заменил ранее действовавший единый налог на вмененный доход. Платишь фиксированный патент за вид деятельности – и работаешь.
Что же, патенты в нашем регионе действительно подорожали, и кое-где кратно. Но повышение стоимости патентов в нашем регионе, во-первых не осуществлялось с 2012 года (и поэтому сборы в нашем регионе, акцентировал внимание председатель комитета ЗСО по бюджету Александр Чепухин, самые низкие в ПФО, то есть соседи уже платят ощутимо больше). А во-вторых, одновременно с ростом стоимости патентов был введен механизм вычета из его стоимости уплаченных страховых взносов.
Простым языком: условий патент подорожал с 4 тысяч рублей до 40 тысяч, но из него стало возможно сделать вычет в размере уплаченных страховых взносов.
Для тех, кто работает «в белую» ничего не изменилось. Проблемы возникнут у тех, кто платит зарплату «в конвертах», и у тех, кто с помощью патентов «обманывал» систему иначе. Как пояснил и.о. министра экономического развития Николай Зонтов, нагрузка действительно увеличится на тех, кто работает в «серой зоне» (они не смогут сделать вычет), для большинства законопослушных бизнесменов роста не будет.
А зачем это сделано? Во-первых, доходы от патентов идут в муниципальные бюджеты – деньги там нужны, в том числе, на те самые меры по поддержке бизнеса. Во-вторых, это может вынудить бизнесменов «выйти из тени» и начать платить за своих работников страховые взносы – чтобы получить вычет, отметил председатель регионального отделения «Опоры России» Николай Солодовников.
В конечном счете, это – в интересах простых работников, которые наконец-то будут оформлены должным образом, и смогут получать полноценные больничные и отпуска, быть защищёнными государством, а не трудиться на «птичьих правах». Вписывается это и в направление повышения заработных плат: невозможно отследить, растет ли зарплата «в конверте» - сначала нужно вывести ее в правовое поле.
Анатолий МАРИЕНГОФ
Фото: ведомостинсо.рф