В Ульяновске решились реформировать транспортную систему. Но как?
На протяжении месяцев, лет, даже десятилетий вопросы работы общественного транспорта неизменно – «в топе» жалоб жителей Ульяновска. Кажется, не было еще дня, чтобы работой маршруток хоть кто-то был доволен.
Реформировать систему призывали поочередно и градоначальники (все) и экс-губернатор Сергей Морозов, и парламент, вот только – по разным причинам – «не срасталось». В очередной раз на неудовлетворительное качество перевозок обратил внимание почти сразу после своего назначения Алексей Русских. Администрация города взялась решить проблему, и почти в канун нового года сообщила о том, каким будет транспортное будущее города. Изучим вместе?
Станция конечная?
Но сначала кратко объясним, почему в нашем городе ситуация с транспортом особая. Главная причина – протяженность Ульяновска, город наш (на что указывали многочисленные эксперты) несоразмерно «вытянут», поэтому коммерческие перевозчики тратят на один рейс значительно больше и времени, и бензина, чем, например, в Саранске или в Йошкар-Оле. Это – высокие расходы. С рыночной точки зрения в таком случае и цена на проезд в нашем городе должна была бы быть выше – но ее напротив, не поднимали, чтобы это не ударило по карману жителей (а иначе они вовсе не поедут). В результате коммерческий транспорт с каждым годом работал все хуже и хуже: цена уходила «в отрыв» от инфляции, так что сначала перевозчики перестали выходить в вечернее время, потом – увеличили интервалы и в дневное тоже, автопарк тоже не становился лучше...
«Конечная станция» была уже совсем близко – в начале этого года перевозчики едва не отказались выходить на маршруты вовсе, в то время, как мэрия напротив, грозилась отнять у них лицензии за то, что работают плохо.
Конфликт упирался в два вопроса – в вопрос о тарифах и в вопрос о мерах воздействия на перевозчиков, «принуждения» их к расписаниям.
А муниципальный транспорт? – эту систему разрушили еще в 1990-е. Мечты вернуться к ней разбивались о недостаток средств.
Последняя (до нынешней) попытка все изменить предпринималась в 2020 году. Обещали сделать «интеллектуальную систему», которая определит где и какого транспорта не хватает, и отрегулирует вообще все. Анализ провели, но действий за ним не последовало.
Спасение – в регулировании
...теперь, как сообщает начальник управления информационной политики мэрии Алексей Сорокин, администрация собирается перевести автобусные маршруты на регулируемый тариф, пересмотреть транспортную сеть города и провести торги «СИМАЗов» взамен старых маршруток.
- Сейчас частные перевозчики находятся на нерегулируемом тарифе, который позволяет им самостоятельно устанавливать стоимость проезда, - сообщил он. - Кроме того, в этом формате возможности для контроля работы со стороны органов власти минимальны, при этом поток жалоб на работу общественного транспорта с каждым днем только увеличивается.
В свою очередь регулируемый тариф позволяет профильным ведомствам контролировать работу перевозчика: соблюдение расписания и маршрута движения, состояние машин, а также тарифообразование. Простым языком: сейчас в Ульяновске перевозчики сами устанавливают цены и сами возят за эти цены, как хотят, пока чиновники и жители надеются, что «рынок порешает».
Но рынок, как показал многолетний опыт, «не порешает». Теперь перевозки решили регулировать, устанавливая и цены, и единые требования, фактически, превращая полностью коммерческий транспорт в «условно-коммерческий» - частный, но под жестким контролем государства.
Глава Ульяновска сообщил также, что переход на регулируемый тариф позволит привлечь в город средства из федерального бюджета на обновление подвижного состава.
- Торги состоятся после 1 января, при этом транспортная сеть будет частично пересмотрена: отдельные маршруты будут продлены в соответствии с потребностями новых микрорайонов, ликвидировано дублирование, на ряде подвозящих маршрутов будет внедрена система пересадки на электротранспорт без доплаты. При этом обязательным требованием для магистральных маршрутов станет наличие автобусов средней вместимости, - приводит его слова управление информационной политики.
Не смешите наши СИМАЗы!
Транспортную систему пересмотрят, перевозчиков зарегулируют – что дальше? А дальше вот что: вероятно, перевозчики на магистральных маршрутах в качестве требуемых автобусов «средней вместимости» будут закупать СИМАЗы.
Во-первых, аналогов, подходящих под наши условия, не так много. Во-вторых, СИМАЗы делают в нашем регионе, это рабочие места, заказы, инвестиции. Они уже курсируют по городу, и жалоб жителей на них пока не было. А вот на старые «газельки» жалобы остаются. В-третьих, под эти цели возможно получение федерального софинансирования – вопрос ранее неоднократно поднимался, в том числе, в Москве.
Решит ли все это транспортные проблемы города – пока не ясно. Хуже не станет – но до полноценного возрождения муниципального транспорта (как у соседей – например, Татарстана) все еще далеко. Другой неясный вопрос, – на каком уровне будут установлены регулируемые тарифы, и не ударит ли это по карманам простых жителей?
...Впрочем реформирование всей системы пассажирского транспорта – что ни говори – назрело и необходимо. А еше оно укладывается в направления федеральной политики – и регион (вероятно) сможет получить необходимую для реформ поддержку из центра.
Буквально в прошлом месяце Президент России Владимир Путин призвал продумать подходы для поддержки инвестиций в общественный транспорт. Как пояснил глава государства, некоторые губернаторы жаловались, что частные предприятия далеко не всегда выполняют свои обязательства.
Президент напомнил, что в текущем году власти запустили новый кредитный инструмент для обновления общественного транспорта в регионах. В 12 субъектах РФ готовятся такие пилотные проекты. "Важно, чтобы эти инициативы были привлекательны в том числе для частных инвесторов. В то же время подчеркну, [что] не везде, далеко не во всех регионах страны подобные проекты могут быть окупаемы, даже в долгосрочной перспективе", - констатировал глава государства (приводит ТАСС).
В совокупности это позволяет осторожно надеяться, что застарелая транспортная проблема Ульяновска все-таки будет решена. Подождем?
ФАКТ
Регулируемые тарифы вступят в силу через 6 месяцев после проведения торгов.
Соломон ХАЗИН