14.12.2021. АПИ — Министерство транспорта РФ отклонило почти все замечания к проекту федерального закона об организации перевозок легковым такси. Негативно документ оценили и в Совете при Президенте России по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.
Справка
По оценкам Федеральной антимонопольной службы, в России эксплуатируется более 441 тысячи легковых такси. На рынке агрегаторов около 46 процентов по количеству заказов занимает «Яндекс.Такси», 18,8 процента – «Максим»/«Поехали», 18,2 – «Везет» («Лидер», «Минимум», «РедТакси», «Фастен», «Сатурн»), 2,6 – Gett, 2,2 процента – «Ситимобил».
Представленный в конце сентября законопроект впервые предусматривал комплексное регулирование деятельности такси и служб заказа, в том числе так называемых агрегаторов, определял ответственность участников рынка и допускал работу не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей самозанятых водителей (плательщиков налога на профессиональный доход). Разработчики проекта – чиновники Министерства транспорта РФ, убеждали, что такие меры позволят «создать для граждан более благоприятные и безопасные условия пользования легковым такси, а также повысят эффективность работы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности в этой сфере» (АПИ писало о проблеме регулирования и подготовленном законопроекте – Ехать с шашечками).
Но в ходе общественного обсуждения участники рынка и независимые эксперты высказали более 1,2 тысячи замечаний и предложений. Так, Григорий Денисенко обратил внимание, что законопроект не определяет ответственность служб заказа такси при передаче заявки нелегальному перевозчику. Хотя именно эта проблема в настоящее время остается одной из самых насущных. Схожее замечание представил Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области. «По смыслу законопроекта выигрывают только агрегаторы, которые получают реальную возможность полностью воздействовать на всех участников правоотношений. При этом они не будут нести ответственность за предоставляемые услуги, но будут продиктовать стандарты, тарифы, условия на свои услуги как для перевозчиков, так и для потребителей. В одностороннем порядке и без государственного регулирования», – констатировал автоюрист Федор Андреев. «Основные требования и контроль будут распространяться на непосредственных перевозчиков (водителей), а службы заказов (агрегаторы) останутся в стороне. В результате большинство легально работающих перевозчиков из-за нерентабельности или невозможности выполнения новых требований уйдет с рынка», – жаловался Леонид Митрофанов. Серьезные замечания к законопроекту представили Торгово-промышленная палата РФ и другие эксперты.
Однако в транспортном ведомстве отклонили все критические предложения участников дискуссии. При этом разработчики не высказали каких-либо контраргументов. «Принятие законопроекта не повлечет отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности», – заявили чиновники в ответ на тысячу конструктивных замечаний.
Отрицательное заключение на законопроект подготовил и Исследовательский центр частного права имени С.С. Алексеева, в конце ноября его одобрил Совет при Президенте России по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Эксперты констатировали, что документ не определяет, кто должен нести ответственность за причинение вреда третьему лицу (в том числе пассажиру) при нарушении договора перевозки. «Вероятно, разработчики проекта не договаривают, и за договором о заказе такси стоит более серьезная конструкция, предполагающая гораздо больший объем обязанностей на стороне исполнителя услуг. Во всяком случае, те онлайн-сервисы, которыми в настоящее время пользуются граждане, действительно не похожи на обычную службу заказа, так как они взимают провозную плату, обеспечивают водителей транспортом, организуют пассажиропотоки и так далее. В таком случае модель договора заказа такси должна быть более глубоко проработана. Если же по каким-то причинам этот договор останется в его «облегченной» версии, то оснований для возложения ответственности на службу заказа за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира практически не усматривается», – отмечается в заключении. Всего ведущие отечественные цивилисты выявили более полусотни существенных противоречий, а также обратили внимание на многочисленные описки и грамматические ошибки в опубликованном Министерством транспорта РФ законопроекте.
Мнения
Станислав Швагерус, руководитель Центра компетенции общественного института развития такси «МЕФТ»:
Законопроект базируется на концепции, принятой в 2011 году. Однако за прошедшее десятилетие в связи с развитием цифровой экономики сфера такси кардинально изменилась. Появился новый вид участников общественных отношений – транснациональные технологические компании (агрегаторы вызова легкового такси). Это диктует необходимость законодательного регулирования не только сегмента перевозок, но и сферы, которая лежит в плоскости технологий и информационных систем, а также определения ответственности всех участников общественных отношений. Базируясь на концепции регулирования сферы перевозок легковыми такси, законопроектом предлагается распространить такие же методы и механизмы государственного регулирования на технологические компании.