Контр-адмирал Тамон Ямагути считался одним из самых перспективных морских офицеров Японии, который впоследствии мог встать во главе Объединенного флота империи.
Он родился в августе 1892 г. в Токио. В 1912 г. Ямагути окончил Военную академию императорского флота в г. Этадзиме. Эта академия, созданная по образу Военно-морской академии германского флота в Киле, была высшим учебным заведением для японских моряков. Но интересно, что после 3-4 лет обучения выпускники академии получали всего лишь звание мичмана. Следующее звание им присваивалось обычно только через год. Так и Ямагути, послужив мичманом на крейсере и линкоре, в декабре 1913 г. становится младшим лейтенантом.
В японском флоте существовала своя система подготовки и ротации кадров. Морские офицеры служили в различных подразделениях и штабах ВМС, зачастую получая опыт дипломатической работы, успешно совмещаемой с разведывательной деятельностью.
В довоенный стаж Ямагути вошла учеба на курсах артиллерийского и торпедного дела, служба в подводном флоте, в штабах военно-морских баз и даже учеба в престижном Принстонском университете США.
После Принстона, в 1923 г. Ямагути возвращается на родину и приступает к службе на линкоре "Нагато", командиром одной из боевых частей. В декабре 1924 г. он получает чин капитана 3-го ранга и должность в 1-м дивизионе подводных лодок, затем служит в Кайгун гунрэйбу - Главном штабе японских ВМС. В составе делегаций принимает участие в международных морских конференциях, вновь служит на боевых кораблях и преподает в Морской академии.
В 1934 году капитана 1-го ранга Тамона Ямагути направляют в США на должность военно-морского атташе. В стране потенциального военного противника он проведет около двух лет, тщательно изучая сильные и слабые стороны военно-морского флота США.
По возвращении на родину бывший дипломат получает под свое командование легкий крейсер «Исудзу», затем линкор "Исэ", но уже в ноябре 1938 г., став контр-адмиралом, Ямагути возглавляет штаб 5-го флота. 46-летний адмирал представлял собой тип всесторонне подготовленного японского военного, созданного для агрессивной войны, воспитанного в духе беспрекословного подчинения вышестоящим командирам, верности долгу и императору.
Япония еще задолго до второй мировой войны вынашивала планы по территориальному захвату Юго-Восточной Азии. Военный конфликт Японии с Китаем начался еще в 20-х годах и к лету 1937-го года превратился в полнокровную войну. Но японское руководство предполагало, что расширение экспансии островной империи на другие страны Юго-Восточной Азии вызовет негативную реакцию со стороны США. Таким образом, основным противником Японии в данном регионе будет военно-морской флот США, который необходимо уничтожить на его базах. Для ведения боевых действий, проводимых далеко от границ империи, был нужен мощный флот и для авиационной поддержки - наличие авианосцев.
К началу Второй мировой войны Япония располагала 10 авианосцами, из них шестью тяжелыми. Японцы обладали прекрасно подготовленными летчиками палубной авиации, чья природная храбрость сочеталась с фанатизмом самураев.
В сентябре 1940 года, после капитуляции Франции, Япония оккупировала Французский северный, а в июле 1941 года – южный Индокитай.
Седьмого декабря 1941 года нападением на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор Япония развязала войну на Тихом океане. В результате внезапного налета Тихоокеанскому флоту США был нанесен значительный ущерб. Согласно "Военному энциклопедическому словарю" (М.: 1983), было "уничтожено 8 линкоров, 6 крейсеров, 1 эсминец, 272 с-та, и 3400 ч. убито и ранено". Современные источники дают несколько иные цифры, но все сходятся на том, что моральный урон, нанесенный самодовольным янки, был очень силен.
При нападении на Перл-Харбор адмирал Ямагути командовал 2-й дивизией авианосцев, в состав которой входили авианосцы « Хирю» и «Сорю».
Столь значительная победа воодушевила японцев, и к маю 1942 года они захватили Малайю, Филиппины, Голландскую Индию (Индонезия) и Бирму. Отдавая должное стремительному продвижению японских войск, необходимо, однако, учитывать, что большинство захваченных территорий являлись колониями европейских стран, которые из-за военных действий в Европе не могли оказать достойного сопротивления японцам, а коренное население колоний отнюдь не горело желанием воевать за чужие интересы.
В марте-апреле 1942 г. дивизия авианосцев под командованием Ямагути участвовала в рейде в Индийский океан, в составе соединения адмирала Нагумо. В ходе рейда японские корабли и самолеты атаковали порты острова Цейлон и нанесли мощный удар по Восточному флоту Великобритании.
Однако, Тамон Ямагути был одним из немногих, у кого из-за первых успехов не закружилась голова. Он, занимавшийся США ни один год, хорошо знал экономическую мощь этой страны и полагал, что необходимо из всех надводных кораблей империи создать три мощных ударных группировки, каждую во главе с отрядом авианосцев, и этими силами быстро разгромить военно-морской флот американцев, принудив его к капитуляции.
Когда командующий Объединенным флотом адмирал Ямамото предложил захватить остров Мидуэй и Алеутские острова, то Ямагути, оценив перспективы замысла, стал ярым сторонником этой операции.
Атолл Мидуэй, площадью 5,2 кв. км., расположенный в северо-западной группе Гавайских островов, занимает выгодное стратегическое положение, поскольку находится на половине пути между Калифорнией и Японией. Его захват должен был усилить оборону японцев в центральной части Тихого океана и вынудить флот США к решающему сражению. Оккупацией Алеутских островов японцы стремились укрепить свой северный фланг.
Высадка японского десанта была назначена на 6 июня 1942 года. В состав сил входили 7 авианосцев, 11 линейных кораблей, 24 крейсера, 66 эскадренных миноносцев, 17 транспортов и другие вспомогательные суда. Армада была разделена на две части - ударную группировку авианосцев под командованием вице-адмирала Нагумо и группировку линейных кораблей под командованием адмирала Ямамото.
Контр-адмирал Ямагути по-прежнему командовал 2-й дивизией авианосцев, держа свой флаг на авианосце «Хирю», имеющим 1 101-го члена экипажа и 73 самолета палубной авиации.
Благодаря расшифровке японских кодов, американцам стало заблаговременно известно о начале операции. Несмотря на это японцам удалось высадиться и закрепиться на острове Атту, самом западном и крупном острове из состава Ближних островов Алеутского архипелага. Был высажен десант и на острове Кыска.
Но у атолла Мидуэй японцев ждала неприятность в виде американской эскадры в составе авианосцев «Энтерпрайз», «Хорнет» и «Йорктаун», а также 8 крейсеров и 14 эскадренных миноносцев. Подход этого соединения японская разведка упустила, что и предопределило исход битвы.
Пятого июня 1942 года японские самолеты совершили налет на остров, но их авианосцы неожиданно сами подверглись атаке американской авиации. Взаимные удары носили ожесточенный характер. Нарвавшись на плотный зенитный огонь, горящие самолеты падали в океан, но некоторым удалось прорваться к цели.
Американские самолеты смогли поразить тяжелые авианосцы «Акаги», «Сорю» и «Кага», на которых вспыхнул пожар. После этого командование авианосным соединением принял контр-адмирал Ямагути, чей флагман «Хирю» находился несколько в стороне от основной группы японских сил, и поэтому во время налета не получил никаких повреждений.
Ямагути немедленно поднял в воздух ударную группу в составе 18 пикирующих бомбардировщиков и 6 истребителей сопровождения и отправил их на уничтожение вражеских авианосцев.
Почти у самой цели японские бомбардировщики были перехвачены американскими истребителями. Завязался ожесточенный воздушный бой. Восьмерым японским самолетам удалось выйти на цель, но двое из них были сбиты зенитным огнем кораблей охранения. Шесть самолетов бомбили «Йорктаун», который от полученных повреждений загорелся, однако аварийным командам вскоре удалось сбить пламя.
После трех воздушных атак, включая атаку на о. Мидуэй, на «Хирю» осталось всего 6 истребителей, 5 пикирующих бомбардировщиков и 4 торпедоносца. Несмотря на небольшое количество самолетов, контр-адмирал Ямагути приказал готовить следующую атаку.
Этого не дали сделать американцы, у которых тоже уже не осталось торпедоносцев, но они подняли в воздух 28 бомбардировщиков с авианосца «Энтерпрайз» и 16 крылатых машин взлетело с «Хорнета».
В 17 часов американские самолеты зашли со стороны солнца и обрушились на японский авианосец. «Хирю» получил четыре прямых попадания в районе мостика и стал гореть. Огонь отрезал путь в машинное отделение, где оставались люди. В 21.23 машины авианосца остановились и он начал крениться на борт. Вскоре его крен достиг 15 градусов.
Когда стало ясно, что корабль не спасти, контр-адмирал Ямагути доложил адмиралу Нагумо, что намеревается отдать приказ команде о необходимости покинуть судно. Собрав уцелевших моряков на дымящейся палубе, Ямагути сказал: «Как командир дивизии авианосцев я один несу ответственность за гибель «Хирю» и «Сорю». Я останусь на борту до конца. Приказываю всем немедленно покинуть корабль и продолжать верно служить Его Величеству Императору».
Многие офицеры просили адмирала разрешить им остаться с ним. Но адмирал был непреклонен и лишь командир «Хирю» капитан 1-го ранга Кака остался вместе с адмиралом на мостике авианосца, где два моряка привязались к поручням, чтобы ничто не могло им помешать выполнить долг.
Как говориться в Первой Книге мастера Хагакури: «В ситуации «или-или» без колебаний выбирай смерть. Это не трудно».
Когда эсминцы с эвакуированными людьми отошли от авианосца, капитан 1-го ранга Абэ выполнил последний приказ адмирала Ямагути – торпедировал «Хирю». Торпеды Абэ, выпущенные по авианосцу, сделали благое дело – открыли выход людям, запертым в машинном отделении, и позже часть из них была спасена американским кораблем.
Американский флот в битве при Мидуэй потерял один авианосец, один эсминец, 132 самолета и 307 человек личного состава. Потери японского императорского флота составили: 4 авианосца, 1 крейсер, 234 самолета и около 2500 военнослужащих. Но самое главное - он потерял лучших летчиков палубной авиации, и битва у атолла Мидуэй стала началом конца императорского флота.
Ямагути, по существующей традиции, посмертно присвоили звание вице-адмирала и наградили орденом Золотого коршуна, ибо, согласно кодексу Бусидо: «Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть».
Источники:
Военный энциклопедический словарь – М.: Военное издательство, 1983.
Маршалы и адмиралы /Авт.-сост. Т. Г. Шубина. – Мн.: Литература, 1997.
Шерман Ф. «Война на Тихом океане. Авианосцы в бою» - М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 1999.